Люди жалуются медикам на рвоту, тошноту, резь в глазах и горле, начавшиеся в ночь зафиксированного выброса с промпредприятия, а врачи всем говорят: «Это — ОРЗ».

Прошло шесть дней с момента «химатаки» на Волгоград, когда в ночь с 23 на 24 сентября тысячи людей сразу в шести районах города почувствовали схожие симптомы: сильнейшее першение и резь в горле, резь и покраснение в глазах, головную боль, тошноту и рвоту. Сообщения волгоградцев об этом заполонили все соцсети: их там сотни. Но по официальной версии властей: «отравлений нет». До сих пор ни власти, ни контролирующие экологию органы не объявили горожанам: что это за отравляющее вещество в воздухе вызвало такую реакцию и во сколько раз были превышены ПДК. Складывается впечатление, что власти хотят «замять» эту историю: авось, пошумят-пошумят и забудут. Но вряд ли это получится. Сегодня, в ночь на 30 сентября, опять был выброс. Жители южных районов Волгограда чувствовали тот же химический запах и те же симптомы, что и в ночь с 23 на 24 сентября. Об этом появились сообщения волгоградцев в соцсетях.

Заговор врачей?

24 сентября пресс-служба администрации Волгоградской области распространила следующую информацию: «По данным комитета здравоохранения, количество обращений к медикам по жалобам о затруднении дыхания не превысило средний уровень. В среднем в Волгограде за сутки регистрируется порядка 1000 вызовов скорой помощи. За минувшие сутки зарегистрировано 986 вызовов. С жалобами на затруднение дыхания, либо с обострением бронхиальной астмы — 15 случаев. При этом средний показатель составляет 20 случаев за сутки. Отравлений зафиксировано не было».

По негласной информации, которую нашему корреспонденту поведал врач с просьбой не называть его фамилию, медикам дано указание «сверху» не фиксировать отравления в результате выброса.

— Во вторник, 29 сентября, я обратилась в свою поликлинику № 5 с жалобами на продолжающееся недомогание, которое началось у меня в ночь с 23 на 24 сентября, — рассказывает жительница Кировского района Волгограда Людмила Кононова. — Я тогда проснулась в два часа ночи от сильнейшей боли и першения в горле. На следующий день у меня началась отрыжка и тошнота. В субботу открылась рвота. Мою старшую дочь Полину тоже вырвало. У нее были схожие симптомы, но не так сильно выраженные. Мы спим с открытыми окнами: в Волгограде еще тепло. Сейчас у меня опух нос, затруднено дыхание, а из глаз постоянно сочатся слезы. Я за два дня съела пачку сливочного масла, чтобы хоть как-то смазать горло. Никогда еще меня не рвало при простуде. Но терапевт в поликлинике сказала мне: «Вы все выдумываете. Не было никакого выброса. Вы первая обращаетесь по поводу якобы отравления. У вас обычный ОРВИ». И посоветовала мне противовирусные препараты.

Руководитель Регионального Центра гражданских экологических инициатив Ирина Глинянова накануне кинула кличь в соцсетях Волгограда с просьбой откликнуться тех, кто считает себя пострадавшим от химической атаки на город и обратился к медикам с симптомами отравления. К ней сразу дозвонилась женщина, у которой в ночь химического выброса, с 23 на 24 сентября, был отек Квинке (сильнейшая аллергическая реакция в горле, при которой горло распухает так, что человек может умереть от удушья), люди с симптомами поражения верхних дыхательных путей, резью в глазах и т. п. Возможно, в поликлиниках они тоже все проходят как «пациенты с ОРЗ».

Волгоград отравил не «Каустик»?

Версий насчет того, кто же и что же так травануло жителей сразу пяти районов растянутого на 90 км вдоль Волги Волгограда, официальные пресс-релизы выдали так много, что запутался даже Яндекс. Сначала городские власти объявили, что никакого химического выброса не было: горели камыши.

— Это книга рекордов Гиннеса, — откровенно потешались над этим сообщением в соцсетях волгоградцы. — Только у нас растет уникальный камыш, вонь от горения которого появляется на двое суток раньше самого горения и распространяется на десятки километров. Состав камыша рекомендован к изучению в лучших нарколабораториях мира. Стариков косит так, что скорых на всех не хватает. Молодежь тоже косит, но она узнает об этом через пару месяцев, посетив онколога, ибо чуть более живуча. Туристическая привлекательность города — вопрос решенный. Скоро будут сюда возить экскурсии, как в Освенцим. Браво, уважаемые! Так откровенно над нами вы еще не стебались. Какого хрена мы вам сделали, что вы так старательно нас истребляете?! Мы же уже даже на выборы не ходим, чтоб вам не мешать.

Потом было заявлено, что на заводе «Каустик» якобы загорелись хлорсодержащие таблетки для бассейна, а сотрудники предприятия начали их тушить водой, что только усугубило ситуацию.

Затем пресс-служба областной администрации распространила пресс-релиз, где были следующие строки по поводу загрязнения атмосферы 23 сентября: «По результатам анализа проб воздуха, специалисты не выявили критичного превышения содержания загрязняющих веществ. Межведомственная комиссия установила, что к задымлению и появлению резкого запаха привело сочетание нескольких факторов. В среду вечером на территории Красноармейского и Кировского районов произошло три ландшафтных пожара — горели камыш и мусор общей площадью пять гектаров. Кроме того, как сообщает облкомприрода, в цехе одного из химических предприятий южной промзоны произошло возгорание готовой продукции».

Потом на местных сайтах появились новости, что на оперативном совещании Министерства природных ресурсов и экологии РФ объявили, что причиной химического смога, окутавшего весь Волгоград в среду вечером 23 сентября, стала неконтролируемая химическая реакция на складе готовой продукции местного химпредприятия «Каустик». И теперь предприятию грозят штрафные санкции и приостановка деятельности до 90 дней.

Но, как утверждают некоторые экологи Волгограда, виновником химической атаки на город, скорее всего, является не сам «Каустик», а расположенное на его территории новое предприятие ПО «Никомаг».

Фокус в том, что этот самый «Никомаг» не так давно торжественно открывали глава РОСНАНО Анатолий Чубайс вместе с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым.

Общественники грозят вывести людей на митинги

— Почему вы решили, что это именно «Никомаг»? — задаю вопрос экологу Ирине Глиняновой, руководителю Регионального Центра Гражданских экологических инициатив.

— Потому что в технологическом процессе этого предприятия предусмотрено выделение хлора, хлороводорода и других хлорсодержащих соединений. А симптомы отравления, на которое жаловались люди, как раз совпадают с симптомами отравления хлором. Это вещество обладает также мутогенным и канцерогенным воздействием на организм. Во вторник, 29 сентября, мы с группой общественников и экологов отправили запросы и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, прокурору Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Сегизекову В. Л., губернатору Волгоградской области Бочарову А.И., представителю администрации Президента РФ Сафонову Д. Г. с требованиями разобраться в ситуации, оповестить население о том, какое превышение ПДК было, и наказать должностных лиц, виновных в загрязнении атмосферы города отравляющими веществами.

В обращении общественных организаций говорится буквально следующее: «По нашему предположению, выброс хлора, хлороводорода и других загрязняющих веществ мог произойти вследствие запуска нового производственного комплекса „Никомаг“ на промплощадке ОАО „Каустик“ по выпуску наноструктурированного гидроксида магния и синтетического оксида магния. Новое производство не имели права запускать на ОАО „Каустик“ по следующим причинам:

не проведена государственная экологическая экспертиза;

не проведена ОВОС;

не проведены общественные слушания и др.

В связи со столь грубыми нарушениями природоохранного законодательства необходимы строгие меры воздействия к правонарушителю.

Мы также считаем необходимым срочно провести расследование того, как ПК „Никомаг“ утилизирует хлор и другие опасные загрязняющие вещества, которые образуются в ходе технологического процесса при получении наноструктурированного гидроксида магния и синтетического оксида магния. Указанные расследования — элементарные первоочередные меры для обеспечения экологической безопасности и сохранения здоровья населения г. Волгограда.

И мы доводим до Вашего сведения, что общественность региона берет под свой гражданский контроль все действия власти по разрешению данной тревожной ситуации.

В ближайшее время населению, которое отравляется „Каустиком“ и другими предприятиями, которые находятся на его территории, должны быть представлены:

— реальная информация по источнику загрязнения;

— данные государственного управления аналитического и операционного

— контроля качества окружающей природной среды по отбору проб в жилых кварталах г. Волгограда за 21−24 сентября 2015 г.;

— ф.и.о. должностных лиц, виновных в сложившейся ситуации;

— перечень принимаемых властью мер для защиты населения Волгограда.

Если эти данные в ближайшее время не будут обнародованы, мы будем вынуждены организовать гражданские акции самозащиты и манифестации в районах города с привлечением возможно большего числа федеральных и региональных СМИ, общественности региона для актуализации экологической чрезвычайной ситуации в Волгограде и заострения вопроса о бездействии органов государственной власти в обеспечении населению благополучной окружающей среды».

Петиция с аналогичным текстом, запущенная на сайте change.org, за первые же несколько часов существования набрала более 600 подписей. А волгоградец Дмитрий Бессонов, организовал флешмоб и просит просит всех неравнодушных поддержать хэштеги #ХочуДышатьНормально и #ХватитНасТравить.