Инновации в высшем образовании, которые выдумывает ведомство Дмитрия Ливанова, породили системные проблемы во многих вузах страны. УрФУ - лишь один из ярких примеров

Новые правила от Минобрнауки РФ привели к конфликту в Уральском федеральном университете. Преподаватель с докторской степенью обиделся на «четырехкратное сокращение зарплаты» и намерен уволиться, «громко хлопнув дверью». Его коллеги пока терпят, но уверены, что ситуация будет ухудшаться и впредь, хотя целиком полагаются на начальство, оказавшееся «в западне». Как федеральные нормативы убивают лучший вуз Урала, в чем видят выход потерявшие в деньгах ученые и почему маленький скандал может стоить места первому проректору — в материале «URA.Ru».

В Уральском федеральном университете новый скандал с участием профессорско-преподавательского состава. Теперь, правда, он касается не только «дорожной карты», реализация которой вызвала волну возмущения федерального масштаба. Преподаватель УрФУ, доктор исторических наук, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН Алексей Мосин заявил, что из-за нововведений Минобрнауки РФ готов попрощаться с alma mater, которой отдал 40 лет жизни и труда.

Такое решение Мосин принял сразу после встречи сотрудников кафедры истории России института гуманитарных наук и искусств с первым проректором и директором института гуманитарных наук и искусств УрФУ Дмитрием Бугровым. Здесь, по словам преподавателя, было объявлено, что его прежняя нагрузка, которую он выполнял за полставки профессора теперь «тянет» только на 0,125 ставки.

«Грянула оптимизация, в результате чего оплачиваться будет только „горловая“ нагрузка. Я спросил Д. В. [Бугрова], означает ли это, что за прежний объем работы (чтение лекций, ведение практических занятий, участие в работе ГАКов и ГЭКов, руководство квалификационными работами студентов, проверку письменных работ, прием экзаменов в аспирантуру и т. д. и т. п.) я вместо прежних 12 тыс. рублей в месяц буду получать три тысячи. „Да, Вы правильно поняли“, — сказал мне Д. В.», — написал Мосин на своей странице в Facebook.

В своем стремлении преподаватель категоричен, поскольку уверен, что, начни он отстаивать свою правоту, «у руководства УрФУ есть все возможности сделать его жизнь в университете невыносимой». Один из вариантов воздействия на ситуацию он, впрочем, предложил: «Вот если бы у дверей ректората мне довелось увидеть пару студентов с плакатом „Требуем достойной оплаты труда наших преподавателей!“». Второй выход «по Мосину» оказался еще проще: «Еду через 4 часа копать картошку, вернусь 2 сентября — там, м.б., будет видно, что и как».

Заявление преподаватель еще не написал, но в университете обещают, что постараются не допустить его ухода. «Алексей Геннадьевич — известный, хороший ученый. Мы не готовы с ним расставаться, мы в нем заинтересованы. Единственное, что у него очень большие проблемы с учебной нагрузкой — ее мало. Ничего в этом страшного нет, но человек заработает ровно столько на сколько наработает. Мы уточним завтра еще по цифрам рублевым, но человек просто не знает, сколько он получает в УрФУ. Заинтересован ли он в том, чтобы нести 0,125 ставки на ту нагрузку, которая у него есть, или же он возьмет больше и тогда у него будут привычные 0,5 ставки — это уже определяться ему. Отдельную встречу с ним мы обязательно инициируем», — рассказал «URA.Ru» первый проректор УрФУ Дмитрий Бугров.

Официальный комментарий Дмитрия Бугрова появится на сайте вуза только завтра — сейчас администрация учебного заведения определяется с формулировками. Помимо всего прочего, здесь стараются избежать лишнего вопроса о том, каким образом Мосин получал всего 0,5 ставки, имея чуть меньше 300 часов нагрузки при необходимых нормативах в 400 часов.

Оставить Мосина в вузе важно не только для Дмитрия Бугрова, отвечающего за направление, но и лично для ректора Виктора Кокшарова. Инициаторы предыдущего конфликта, связанного с реализацией «дорожной карты» вуза, напомнили, что в начале июля он дал обещание заместителю председателя комитета Госдумы по образованию Владимиру Бурматову «никого не сокращать», а потому едва ли захочет вновь привлекать внимание федеральных парламентариев.

Мосин, однако, не стал поддаваться на провокацию и заметил, что его вопрос «даже не к ректору университета, а к руководству ведомства с жутковатым названием „Минобраз“». Последнюю мысль подтвердили и коллеги Мосина, присутствовавшие на встрече с Бугровым.

«Это, к сожалению, общая позиция министерства (МОН РФ) и его отношение к высшей школе. Если бы это были просто сокращения — мы к ним привыкли. Но здесь идет речь о принципиальном пересмотре норм учебной нагрузки и, соответственно, оплаты. Там все очень хитро — в министерстве умеют прятать неприятные вещи в красивую упаковку. Речь идет об очень серьезном потенциальном ущербе для всей высшей школы России. Выход я вижу в расширении научно-исследовательских грантов. Диалог еще возможен: для этого нужна более консолидированная позиция ректорского корпуса. Руководство вуза работает в этом направлении, потому что если так просто исполнять все эти установки сверху, университет можно будет просто закрыть», — рассказал «URA.Ru» завкафедрой истории России Дмитрий Редин.