С сентября 2012 года малолетний сын семьи Исаковых — Кирилл ( 4 года) стал посещать детский сад №2 «Облачко» г.Йошкар-Олы.

В первый год посещения Исаков Кирилл был направлен на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), в результате которой был выставлен диагноз — ранний детский аутизм, была установлена инвалидность.

Это произошло как гр ом среди ясного неба. Но родители не опустили руки, стали читать различную литературу про данный диагноз, знакомиться с опытом других семей, чтобы успешно включить сына в общественные отношения.

Со слов мамы, ПМПК «Росток» было рекомендовано посещение общеобразовательного садика, специалистами комиссии утверждалось, что для аутичных детей нет специальных коррекционных групп и их сын должен ходить в этот же детсад. С сентября 2013 года вступил в силу закон о так называемом инклюзивном образовании. Таким образом, ребенок продолжал (за исключением периодов болезни) посещать детский сад. Однако, родители ребенка регулярно сталкивались с непониманием и упреками, воспитатели постоянно ставили родителей в некомфортное положение, устраивая прилюдное осуждение поведения мальчика. Родителям неоднократно настойчиво предлагалось расторгнуть договор с данным садиком и перейти в коррекционную группу.

Затем мама ребенка узнала, что часть родителей детей, посещающих одну группу с ее сыном, выражали нежелание такого «соседства». Она в свою очередь отстаивала его права на получение общего дошкольного образования.

За весь период посещения детского сада заведующей, воспитателями или психологом не было предложено в помощь маме и папе ни одной консультации по социо-культурной адаптации ребенка-аутиста в обществе, в данном случае, в детском садике. Со слов мамы, Татьяна Леонидовна (воспитатель) так и не смогла принять того факта, что ребёнок с аутизмом посещает её группу, т. к. ранее не встречала подобных детей и не имеет опыта работы с ними.

Совершенно случайно в детской поликлинике мама Кирилла узнала, что прокуратура запросила медицинскую карточку их сына. Позже узнала, что инициативная группа родителей детей группы обратилась к Уполномоченному по правам ребёнка в Республике Марий Эл.

Не предприняв попытки разобраться в данной ситуации, Уполномоченный при главе Республики Марий Эл по правам ребенка перенаправил данный запрос в прокуратуру.

В конце мая родителей Кирилла вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних. 25.05.2015 г. родителям мальчика было вынесено предупреждение об ответственности за необеспечение возможности получения качественного образования в соответствии с рекомендациями специалистов. 11.06.2015 г. администрация ГО «Город Йошкар-Ола» оснований для отмены данного постановления не усмотрела.

 

- На заседании нас просто не стали слушать, проигнорировали информацию о том, что со своим сыном мы занимаемся, посещаем специалистов вне садика и занимаемся дома – рассказывает Наталья Борисовна, мама Кирилла, — Во время заседания нас предупредили, что в следующий раз, когда нас вызовут, на нас будет наложен административный штраф. За что? За то, что я пытаюсь отстоять законные права моего сына на общее дошкольное образование. Мой сын, три недели находясь дома, каждый день плачет, говорит, что хочет в садик. Я не знаю как ему объяснить, что его видеть там не желает почти никто… Из общения с родителями таких же детей знаю, что кого-то выводили из садика совсем, кто-то решил нанять няню, кто-то смог отстоять права своего ребёнка и он закончил детский сад…Я хочу, чтобы мой сын (и другие дети с таким диагнозом) смогли научиться тому, в чём будут успешными и смогут быть полезными обществу когда вырастут. Я иногда думаю, почему таких детей становится больше, почему детей-инвалидов, — детей с особыми возможностями- становится больше? Может, чтобы люди стали чуточку добрее, терпимее к другим проявлениям, отличным от себя, внимательнее…Я вот всё думаю про людей, негативно относящихся к моему сыну и к нам: ведь они сами воспитают в детях черты неприемлемости отклонений от нормы.

Вот такая интересная история маленького шестилетнего человечка-инвалида, который имеет право так же как и остальные дети ходить в детский сад, получать положительный опыт от общения с детьми, воспитателями и сотрудниками детского сада (негативного он уже с лихвой на тысячу лет вперёд получил). А его родители имеют право просто жить, любить, воспитывать как могут такого ребёнка без опасения, что их у него заберут, если они так и будут приводить его в этот детский сад…

— Мы полагаем, что действия властей являются незаконными, превышающими свои полномочия и нарушающими право ребенка на образование — комментирует юрист Светлана Тореева. — Что значит «не обеспечили возможность получения качественного образования»? Родители, как раз-таки со своей стороны приложили все усилия для того, чтобы обеспечить возможность получения качественного образования: ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение, регулярно проходит обследование специалистов, занимается дополнительно с педагогом-дефектологом, занимается дома. Требование о качестве образования нужно предъявлять здесь к образовательному учреждению, а не к родителям. Необходимо помнить, что преимущественное право на обучение своих детей и выбор образовательного учреждения, формы образования и т. д. принадлежит родителям, а рекомендации не порождают юридической обязанности их исполнения. Конвенция о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ФЗ «Об образовании» предписывает именно государству создавать все необходимые условия для обеспечения возможности пользования детьми-инвалидами всеми правами наравне с другими без какой-либо дискриминации.В настоящее время в суд подано заявление об отмене постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о вынесении предупреждения семье Исаковых за необеспечение возможности получения качественного образования их сыну, Исакову Кириллу,  в соответствии с рекомендациями специалистов, как незаконное.