По решению Тимашевского районного суда (подтвержденного в результате апелляции и касации) 124 работника фабрики по производству растворимого кофе ООО «Нестле Кубань» получили почти 21 миллион рублей. Это – недовыплаченные заработные платы и компенсации, накопившиеся в результате многолетнего невыполнения компанией Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Сейчас на рассмотрении суда – иски второй группы работников: устранить нарушения добровольно компания по-прежнему не готова.

С 2012 года представители профсоюзной организации ООО «Нестле Кубань» (дочернее предприятие ООО «Нестле Россия») настойчиво пытались привлечь внимание менеджмента к нарушению трудового законодательства, а на уровне Координационного совета профсоюзов «Нестле Россия» (НесКС) вопрос поднимался еще с 2009 года, когда Постановление только вступило в силу. Сотрудники, работающие во вредных условиях труда, должны были оставаться на производстве не более 36 часов в неделю, а трудились как и все – по 40 часов. Менеджмент только отмахивался от претензий, видимо, надеясь, что все как-нибудь «само рассосется». А напрасно.

Первичка, входящая в Профсоюз работников АПК РФ, обратилась в прокуратуру и трудинспекцию. Контролирующие органы выявили нарушения и постановили их устранить. Однако до 2014 года это так и не было сделано. После проведения спецоценки условий труда ППО вновь обратилась в прокуратуру, указывая на продолжавшиеся нарушения, но та отказалась представлять в суде интересы неопределенного круга лиц, сославшись на отсутствие личных заявлений работников. Тогда люди решились обратиться в суд и подавать иски лично. Представители профорганизации скоординировали их усилия и нашли адвокатов.

«5 сентября 2014 года мы подали коллективный иск в суд; первоначально в него вошли 35 работников, но по мере рассмотрения дела к иску присоединялись новые люди. В итоге их стало 124. Иски были индивидуальные, их вел частный адвокат. В первой инстанции победу удалось одержать в феврале 2015 года. 11 февраля Тимашевский районный суд постановил выплатить требуемые работниками деньги за нарушение их законных прав, а также присудил компенсировать моральный вред из расчета 20 тысяч рублей на каждого истца», – рассказывает председатель ППО и НесКС Анатолий Шульга.

В последний день, когда истекал срок обжалования решения районного уда, компания подала апелляцию. Доводы адвокатов «Нестле Кубань» были выстроены вокруг якобы пропущенного времени обращения (три месяца с момента, когда истец узнал о нарушении), но профкому удалось доказать, что это правило действует только для уволившихся сотрудников, поскольку в отношении остальных нарушение продолжается. Учитывая этот факт, 28 апреля апелляционный суд также вынес решение в пользу работников.

Не смирившись с поражением, юристы компании подали кассационную жалобу, но и здесь суд не встал на их сторону.

15 июля жалоба была отклонена, и все 124 работника, обратившихся в суд, уже получили компенсацию. Общая сумма выплат составила почти 21 млн рублей.

(От незаконных действий работодателя пострадало более 800 человек, и совсем недавно, при поддержке профсоюзной организации, еще 277 сотрудников «Нестле Кубань» обратились в суд. 16 июля состоялось очередное заседание суда первой инстанции по рассмотрению новых исков в отношении компании).

Решение суда в пользу работников, первыми подавших исковые заявления, было вынесено в период переговоров профкома и работодателя по коллективному договору и повышению зарплаты. Компания отреагировала жестко – профсоюзной стороне были выставлены условия: резкое сокращение соцпакета или радикально меньшее повышение зарплаты. По итогам переговоров зарплату проиндексировали на 7,5%, что значительно меньше уровня инфляции. А затем «Нестле» отказалось присоединяться к отраслевому соглашению и вести переговоры с профсоюзом на национальном уровне.

«Очень жаль, что люди должны отстаивать свои права на компенсацию за вредные условия труда через суд: мы уверены, что компания такого уровня, как «Нестле», должна действовать с соблюдением законодательства. Мы также не понимаем позицию компании, которая не пошла на добровольное исправление своих нарушений, а вместо этого попыталась отыграться на тех, чьи интересы и так пострадали из-за действий менеджмента. Если люди получили положенные им выплаты и компенсации, это не отменяет их права на достойную заработную плату и качественный социальный пакет», - считает Анатолий Шульга.

По материалам газеты «Солидарность»