Агенты ГУЭБиПК МВД Сергей Пирожков и Руслан Чухлиб, участвовавшие, по версии следствия, в ключевом эпизоде громкого дела об организации преступного сообщества в антикоррупционном ведомстве, связанном с провоцированием оперативниками на получение взятки офицера ФСБ Игоря Демина, были приговорены вчера Мосгорсудом к четырем и четырем с половиной годам заключения. Защита осужденных считает приговор несправедливым и чрезвычайно суровым и намерена его обжаловать.

Суд признал Сергея Пирожкова и Руслана Чухлиба пособниками оперативников ГУЭБиПК, превысивших должностные полномочия (ч. 5 ст. 33 и ст. 286 УК РФ), а также пособниками в провокации взятки (ч. 3 ст. 33 и ст. 304 УК РФ). При этом, несмотря на требование прокурора назначить им по шесть лет лишения свободы, судья Николай Ткачук решил ограничиться для Сергея Пирожкова четырьмя годами колонии общего режима, а Руслану Чухлибу дал четыре с половиной года. Из этого срока оба осужденных уже успели отбыть под домашним арестом по полтора года. Под стражу оба агента были заключены в зале суда.

Материалы в отношении добровольных помощников ГУЭБиПК были выделены в отдельное производство из основного дела в отношении экс-начальника антикоррупционного главка Дениса Сугробова и полутора десятков его предполагаемых сообщников из числа подчиненных. Как следует из материалов дела, в августе 2013 года руководившие, по данным следствия, ОПС генерал-лейтенант Денис Сугробов и его заместитель Борис Колесников дали указание своим подчиненным "склонить сотрудника 9-го управления ФСБ Игоря Демина к совершению противоправных действий" в виде получения взятки. Для этого, согласно выводам следствия и суда, и были привлечены агенты Сергей Пирожков и Руслан Чухлиб. Первый вышел на своего приятеля Павла Глобу, который, в свою очередь, был хорошо знаком с Игорем Деминым, после чего познакомил того с Русланом Чухлибом. Последний, представляясь коммерсантом, предложил чекисту крышевать за $10 тыс. в месяц бизнес его компании. При этом руководивший операцией заместитель начальника управления "Б" ГУЭБиПК Алексей Боднар, согласно выводам следствия, сообщил Павлу Глобе "о преступных намерениях, направленных на провокацию взятки заведомо непричастного к совершению преступления Демина". Господин Глоба согласился участвовать в операции ГУЭБиПК, но рассказал о готовящейся провокации в ФСБ. В результате в ответ на мероприятие полицейских та провела свой оперативный эксперимент, итогом которого стал арест не только агентов ГУЭБиПК, но и руководства антикоррупционного ведомства.

В ходе следствия и в суде Сергей Пирожков и Руслан Чухлиб своей вины в инкриминируемых им деяниях не признали. Они настаивали на том, что никакого отношения к полицейскому эксперименту не имели. Роль того же Сергея Пирожкова в этом деле, отмечали защита и сам подсудимый, ограничилась тем, что он познакомил Павла Глобу с Алексеем Боднаром и Русланом Чухлибом. Кстати, по данным "Ъ", это подтверждается и собранными по делу материалами. Из них следует, что господин Боднар "с целью конспирации не сообщал Пирожкову о том, что действия последнего будут реализовываться в рамках единого умысла преступного сообщества".

Не согласился суд и с доводами защиты обвиняемых о том, что вся спецоперация была вообще изначально спланирована не в МВД, а в ФСБ. Об этом, по мнению адвокатов, свидетельствует хотя бы тот факт, что о якобы коррумпированном сотруднике ФСБ первым заговорил бывший чекист Павел Глоба. Как полагает защитник, о том, что со стороны полицейских не было никакой провокации, говорит диалог Алексея Боднара с Русланом Чухлибом, который, отправляя последнего на встречу с Игорем Деминым, заявил: "Мы не провоцируем, возьмет — возьмет. Тут все "по чесноку". Провоцировать все равно никто не будет".

Защита осужденных Чухлиба и Пирожкова назвала приговор "несправедливым и чрезвычайно суровым", выразив намерение его обжаловать. При этом адвокаты говорят, что надежд на оправдательный приговор у них не было. В частности, защитник Сергея Пирожкова Алиса Образцова заявила "Ъ", что приговор по основному эпизоду дела об ОПС был "необходим для создания так называемой преюдиции" по основному делу о полицейском ОПС. При этом адвокат не исключила, что Руслан Чухлиб и Сергей Пирожков будут вызваны в качестве свидетелей обвинения на процессе по этому делу.