Фонд "Открытое общество" миллионера Джорджа Сороса пока не получил статус "нежелательной организации", однако в регионах уже начали избавляться от его наследия. Министерство образования Свердловской области приказало изъять из школьных библиотек научные книги по истории, выпущенные при поддержке фонда. По мнению чиновников, труды известных английских ученых Джона Кигана и Энтони Бивора "пропагандируют стереотипы, сформировавшиеся во времена Третьего рейха". Это решение возмущает российских историков: они считают, что "изымать из библиотек научные книги по идеологическим причинам — это и есть фашизм".

Распоряжение о внеплановой проверке библиотечных фондов школ и училищ Свердловской области было издано местным министерством образования 31 июля, оно подписано заместителем министра Ниной Журавлевой. Как говорится в документе, в министерство "поступила информация о наличии в библиотеках изданий института "Открытое общество", пропагандирующих стереотипы, сформированные во времена Третьего рейха". Руководителям образовательных учреждений предписано до 31 августа "изъять из доступа обучающихся и педагогических работников" все книги британских историков Джона Кигана и Энтони Бивора. Чиновники отмечают, что "в связи с юбилеем Великой Победы необходимо держать поступление литературы в школы на особом контроле".

Сэр Джон Киган (1934-2012) — британский историк и преподаватель, специализирующийся на военных конфликтах нового времени, от Гражданской войны в США до недавней войны в Ираке. В России неоднократно переиздавался его главный труд "Первая мировая война", где подробно рассматривались прежде всего политические ошибки, которые и привели к конфликту такого масштаба. Его соотечественник Энтони Бивор (р. 1946) — автор целого ряда книг по истории Второй мировой войны. В России больше всего известна его книга "Падение Берлина. 1945", где упоминаются факты насилия над немецкими мирными жителями со стороны советских солдат.

Решение регионального минобразования полностью поддерживают власти области. "Многие ученые-историки считают, что книги таких авторов ошибочно трактуют информацию о событиях Второй мировой войны, противоречат историческим документам, пропитаны пропагандистскими стереотипами нацизма",— заявили "Ъ" в департаменте информационной политики свердловского губернатора.

Однако российские ученые-историки считают ошибочным именно решение свердловских властей. "Конечно, книги Бивора у нас довольно критично оценивались, но он известный специалист. В любом случае учителю истории необходимо ознакомиться с разными точками зрения, чтобы он мог их сопоставить,— заявил "Ъ" академик РАН, сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян.— Непонятно, зачем изымать из библиотек книги, когда их там и так не хватает".

"Бивор — автор с определенным идеологическим взглядом, который можно назвать антисоветским. Но никакого прославления нацизма у него в книгах нет,— уверен директор фонда "Историческая память" Александр Дюков.— На мой взгляд, запрещать исторические книги — это плохая идея. Сегодня запретят одно, завтра другое, а остановиться будет сложно". По мнению историка, региональные чиновники "просто подменяют какими-то громкими инициативами реальную работу с учащимися".

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, член совета Вольного исторического общества Иван Курилла считает труды Энтони Бивора одними из наиболее полных по истории Второй мировой войны. "Да, британские ученые до сих пор пользуются больше немецкими источниками, чем советскими, так как у нас все еще сложно попасть в архивы,— говорит эксперт.— Поэтому англосаксонская историография больше немецкоориентирована, и они сами это признают". Но это не означает, что книги западных историков недостоверны, говорит господин Курилла, это профессиональный взгляд с другой стороны. "И конечно, там упоминаются темы, которые советские и российские исследователи предпочитали бы не поднимать. Но сама идея, что необходимо по идеологическим причинам изымать из библиотек научные книги,— это и есть фашизм,— возмущается ученый.— Куда лучше было бы дополнить хорошими российскими работами и провести в школе серьезные дискуссии на тему войны".

В министерстве образования Свердловской области не уточнили, от кого им "поступила информация" о вреде книг Джона Кигана и Энтони Бивора. Однако в конце июля газета "Известия" опубликовала статью "Структуры Фонда Сороса "зашли" в российские библиотеки". В ней утверждается, что американский фонд создал "паутину подконтрольных или аффилированных организаций по всей России". Именно в этом тексте впервые появилось утверждение, что историки Киган и Бивор "пропагандируют стереотипы, сформированные во времена Третьего рейха", которое цитируется в приказе областного минобразования. В тексте делается вывод, что "под эгидой благотворительности, просвещения и образования Фонд Сороса активно внедрял нужную идеологию", работая "в стремлении ослабить Россию".

Фонд Сороса — международная благотворительная организация, основанная филантропом Джоном Соросом. В России он появился в 1995 году и до 2003-го активно финансировал образовательные и правозащитные проекты на территории страны. В общей сложности фонд потратил более $1 млрд. В частности, гранты от фонда получили 64 585 учителей, профессоров и студентов. В 1995 году в прессе впервые появились статьи о том, что деятельность фонда наносит ущерб России, поддерживая "утечку мозгов". Тогда Комитет Госдумы по образованию провел проверку деятельности фонда, и по ее итогам российский парламент официально вынес благодарность Джорджу Соросу "за вклад в сохранение и развитие отечественной науки, образования и культуры".

Сейчас Фонд Сороса находится в неофициальном "патриотическом стоп-листе", который был разработан в Совете федерации. В нем перечислены несколько иностранных НКО, которые, по мнению сенаторов, являются первостепенными кандидатами в перечень "нежелательных международных и иностранных неправительственных организации". В случае его попадания в список гражданам России будет запрещено сотрудничать с Фондом Сороса и участвовать в его проектах. В понедельник российское представительство фонда "Открытое общество" заявило, что не намерено сворачивать свои программы в России до официального требования властей.