Министр культуры РФ Владимир Мединский на совещании по архивному делу с трехмесячным опозданием отреагировал на высказывание главы Госархива РФ Сергея Мироненко, назвавшего подвиг 28 панфиловцев в битве за Москву в 1941 году созданным журналистами и госпропагандой того времени «мифом», передает «ТАСС».

По мнению министра, «то, что звучит уместно в устах Николая Сванидзе», не должны озвучивать главы российских архивов. «Если есть желание сменить профессию, мы это поймем»1, – добавил Мединский. Он выразил уверенность, что работники архивов «могут предоставить людям документы, а дальше пусть уже журналисты делают выводы». Министр также добавил, что «желательно предоставить им все документы, а не половину».

Также Мединский сказал: «Мы старались никогда не вмешиваться в работу архивов, это непростое дело, которое лучше доверить профессионалам. Но есть вопрос того, чем работники архивов должны заниматься. Тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии». «[Руководитель Госархива] это не писатель, не журналист, не борец с историческим фальсификациями», – подчеркнул министр.

О мифах Великой Отечественной войны директор Госархива, доктор исторических наук Мироненко, напомним, рассказал в интервью «Коммерсанту» в апреле этого года. Рассуждая о «фальсификации истории», с которой сейчас пытаются бороться, директор Госархива напомнил, что многие истории о подвигах советских солдат на поверку оказались выдумкой. Например, подвиг 28 панфиловцев. Ученый процитировал документ – справку-доклад военного прокурора СССР Николая Афанасьева от 1948 года, в которой говорится, что «подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати» является вымыслом журналистов, который впоследствии закрепили советские писатели.

«Уже с 1942 года среди живых стали появляться бойцы из тех самых 28 панфиловцев, которые значились в списке похороненных, – поясняет историк. – И когда появился седьмой «воскресший», то началась проверка. Материалы расследования были переданы Андрею Жданову, секретарю ЦК ВКП (б) по идеологии, и несколько десятилетий никто не знал об их существовании».

«Бой с немецкими танками в том районе был, как это следует из материалов расследования. Только дрался с танками весь полк, погибло более 100 человек. Но героями стали «28 панфиловцев», о героизме которых полковые командиры узнали из газетного очерка. Беда советского строя в том и заключалась, что придуманные герои были намного важнее реальных», – рассказал доктор наук.

В июле на сайте Госархива появилась и сама оцифрованная справка-доклад главного военного прокурора Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года по результатам расследования Главной военной прокуратуры, хранившейся в фондах прокуратуры СССР.