МОСКВА, 6 июл – РАПСИ. Представители государства в законодательной работе и правоприменительной практике должны обязательно следовать добровольно взятым на себя РФ международным обязательствам. Такая правовая позиция содержится в определении Конституционного суда (КС) РФ №1276-О, которое было опубликовано на сайте суда в понедельник.

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба гражданина Дениса Матвеева на нарушение его конституционных прав положениями статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

В 2008 году житель Набережных Челнов Матвеев основал общественную организацию «СМЕРШ», которая в последующие несколько лет отметилась рядом громких акций, говорится в материалах суда. В частности, им удалось добиться отмены сбора за питание в спецприемнике местного УВД.

Однако 16 июля 2009 года Матвеев (в рамках «контрольной закупки») был задержан за покушение на сбыт наркотических средств. В марте следующего года городской суд признал его виновным и приговорил к семи годам лишения свободы. Верховный Суд Татарстана сократил этот срок на один год.

Впоследствии защитники активиста обращались в ряд международных инстанций, включая действующую при Совете ООН по правам человека Рабочую группу по произвольным задержаниям. 2 мая 2013 года этот орган счел, что лишение Матвеева свободы имеет признаки произвольного задержания. После этого его адвокат обратился в Верховный Суд РФ с просьбой пересмотреть дело в соответствии с рекомендациями Рабочей группы, однако получил отказ. Сочтя, что подобное решение обусловлено положениями УПК РФ, он оспорил их в КС.

Конституционные судьи в своем определении напомнили об обязательности следования добровольно взятым на себя международным обязательствам. Исходя из этого, говорится в определении КС, государство не может оставить без последствий мнение Рабочей группы по произвольным задержаниям.

Решения данного органа не носят обязательного характера, однако из этого не следует, что они должны игнорироваться, убеждены судьи. Если выявленные нарушения нашли подтверждение, убедительно не опровергнуты и их устранение невозможно без пересмотра вступившего в силу решения суда, прокурор должен внести соответствующее представление. Если же надзорное ведомство откажет в этом, то подобное решение может быть обжаловано в судебном порядке, говорится в определении.