Нововведения в Гражданском кодексе: 13 важнейших изменений общей части обязательственного права

1 июня 2015 года вступили в силу изменения в раздел III «Общая часть обязательственного права» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

В новой редакции существенно изменены общие положения об обязательствах и договорах, в связи с чем обзору таких изменений будет посвящено несколько статей.

Рассмотрим 13 ключевых изменений, внесенных в общие положения об обязательствах и об их исполнении (главы 21 и 22 ГК РФ).

1. Порядок применения общих положений об обязательствах и их «конкуренции» с «особенной частью» ГК РФ.

Судебная практика и ранее исходила из того, что общие положения об обязательствах (подраздел 1 раздела III ГК РФ) применяются к конкретному виду договора, если иное не предусмотрено специальными нормами о таком договоре (т.е. второй частью ГК РФ).

Теперь данное правило закреплено законодательно – кодекс дополнен статьей 307.1 «Применение общих положений об обязательствах». Кроме того, предусмотрено, что при отсутствии специальных правил о каком-либо договоре применяются общие положения о договорах (подраздел 2 раздела III ГК РФ).

Аналогичная «иерархия» норм предусмотрена для обязательств из причинения вреда и из неосновательного обогащения: установлено, что в данном случае общие нормы об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено главами 59 и 60 ГК РФ или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Кроме того, установлено, что общие положения об обязательствах применяются к корпоративным отношениям, а также в связи с применением последствий недействительности сделки (если иное не установлено ГК РФ и другими законами).

2. Новые виды обязательств в зависимости от соотношения способов их исполнения.

Альтернативное обязательство (статья 308.1).
По альтернативному обязательству должник обязан совершить одно из двух или нескольких действий (воздержаться от совершения действий) – т.е. условия договора могут предусматривать несколько альтернативных способов исполнения (например, передать вещь или уплатить деньги). При этом выбор между таким альтернативами, по общему правилу, принадлежит должнику, если правовыми актами или договором право выбора не предоставлено кредитору или третьему лицу.

Обязательство перестает быть альтернативным с момента, когда должник (кредитор, третье лицо) осуществил свой выбор.

Если же должник такой выбор не осуществил в установленный срок, прав выбора способа исполнения переходит к кредитору – иными словами, кредитор может потребовать от должника по своему выбору соответствующий вариант исполнения (пункт 1 статьи 320). Если право выбора способа исполнения изначально принадлежит кредитору и он не сделал свой выбор в течение установленного срока – то, наоборот, такое право переходит к должнику и тот может сам выбрать нужный вариант (пункт 2 статьи 320).

Факультативное обязательство (статья 308.2).
По факультативному обязательству должник вправе предоставить кредитору замену исполнения (например, передать денежные средства вместо передачи имущества), если такая возможность предусмотрена условиями соответствующего обязательства (т.е. замена основного исполнения факультативным). Если должник осуществил право на такую замену, кредитор обязан принять от него соответствующее исполнение.

Ранее такой вид обязательств широко не использовался, в том числе из-за отсутствия правовой базы, теперь же его популярность должна возрасти, поскольку закон, по сути, представляет дополнительные гарантии должнику в виде возможности заменить предмет исполнения.

Следует отметить, что, в отличие от альтернативного обязательства, в факультативном у кредитора нет права выбора на случай неисполнения обязательства должником в установленный срок. Иными словами, в таком случае кредитор вправе потребовать от должника только основного исполнения (пункт 1 статьи 320.1). Правда, из содержания данной нормы не совсем понятно, сохраняется ли у должника право на факультативное исполнение в случае просрочки основного исполнения – ответ на данный вопрос, видимо, будет давать судебная практика…

3. Дополнительные гарантии прав кредитора на случай неисполнения обязательства.

ГК РФ дополнен статьей 308.3, в соответствии с которой в случае нарушения обязательства должником кредитор вправе требовать с него по суду соответствующего исполнения (т.е. исполнения обязательства в натуре), если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства. Кроме того, в этом случае суд вправе по требованию кредитора присудить ему денежную сумму на случай неисполнения должником указанного судебного акта.

Если вы требуете по суду возложить на контрагента обязанность по передаче вещи, выполнению работ или оказанию услуг (т.е. исполнить неденежное обязательство), то у вас есть право взыскать с него соответствующую денежную сумму на случай невыполнения таких действий (неисполнения судебного акта о возложении обязанности по их выполнению).

4. Возможность заключения кредиторами соглашения о порядке удовлетворения их требований к должнику (статья 309.1).

Если у должника имеется несколько кредиторов по однородным обязательствам, то они теперь могут заключить между собой соглашение о порядке удовлетворения их требований по таким обязательствам.

Что может предусматривать это соглашение?

очередность удовлетворения требований (т.е. какой из кредиторов получит исполнение раньше других);
непропорциональность распределения исполнения (т.е. возможность отказа кого-то из кредиторов от своей доли или части доли исполнения в пользу другого кредитора).
Это принципиально важное нововведение, которое дает возможность заключения подобных соглашений (если речь идет об однородных обязательствах).

5. Новые правила об одностороннем отказе от исполнения обязательства.

В статью 310 также внесены существенные изменения, которые следует разобрать подробнее, поскольку практика применения односторонних отказов (т.е. расторжения договора без обращения в суд) весьма широка и не всегда соответствует закону.

Было:

Односторонний отказ от исполнения или одностороннее изменение условий обязательства по общему правилу не допускалось, если иное не установлено законом.
Односторонний отказ (изменение) от «предпринимательского обязательства» (т.е. если обе стороны договора являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) допускался также в случаях, установленных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Стало:

1. Изменено общее правило одностороннего отказа (пункт 1 статьи 310). Теперь основания такого отказа могут устанавливаться не только законом, но и иными правовыми актами (например, постановлениями Правительства и т.п.).

ГК РФ расширил правотворческие полномочия исполнительных органов по одному из самых «больных» вопросов обязательственных отношений, что, с точки зрения автора данной статьи, является не совсем правильным.

2. Конкретизированы правила об одностороннем отказе от предпринимательских обязательств (пункт 2 статьи 310), а именно:

если все стороны обязательства действуют как предприниматели – право на односторонний отказ может быть предусмотрено договором (здесь, собственно, правила не изменились);
если предпринимателями являются не все стороны обязательства (в частности, в отношениях между продавцом (исполнителем) и потребителем) – право на односторонний отказ может быть предоставлено договором только «непредпринимательской» стороне. Исключение – «предпринимательской» стороне право на отказ может быть предоставлено законом или иным правовым актом.
6. Новые права должника при проверке полномочий представителя кредитора (статья 312).

Предыдущая редакция статьи 312 предусматривала лишь право должника потребовать доказательства того, что исполнение по обязательству принимается самими кредитором или уполномоченным им лицом.

Новая редакция конкретизирует порядок проверки полномочий представителя кредитора, если он предъявил должнику в подтверждение своих полномочий документ (доверенность), совершенный в простой письменной форме. В этом случае должник вправе не исполнять обязательство, пока кредитор не подтвердит полномочия представителя.

Исключение могут составлять следующие случаи:

если представитель действует на основании нотариальной доверенности;
если письменное уполномочие передано кредитором непосредственно должнику;
если полномочия представителя кредитора указаны непосредственно в договоре;
иные случаи, установленные законом.
7. Новые правила об исполнении обязательства третьим лицом (статья 313).

Было:

Возможность возложения должником исполнения на третье лицо и обязанность кредитора принять такое исполнение (общее правило).

Возможность исполнения третьим лицом обязательства за должника, если такое лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника из-за обращения на него взыскания (исключение из общего правила для случаев, когда должник не возлагал исполнение обязательства на третье лицо).
Речь идет о случаях, когда, например, арендатор имущества, на которое может быть обращено взыскание, платит за пользование таким имуществом не арендодателю, а напрямую кредитору арендодателя, получая взамен право требования к арендодателю, которое может быть зачтено в счет арендной платы.
Стало:

Расширен перечень оснований, по которым третье лицо может исполнить обязательство за должника, если последний не возлагал на него такое исполнение. По новым правилам, такое исполнение может иметь место (и должно быть принято кредитором) не только в случае, если третье лицо опасается утратить права на имущество должника, но и в случае допущения должником просрочки в денежном обязательстве.
Предусмотрено право третьего лица исполнить обязательство за должника посредством внесения долга в депозит нотариуса или путем проведения зачета по установленным законом правилам.
Предусмотрен переход к третьему лицу, исполнившему за должника неденежное обязательство, ответственности за недостатки исполнения.
Если продавец или исполнитель по договору возлагает исполнение обязательства по передаче товара (выполнению работ, оказанию услуг) на другое лицо, именно это лицо будет нести ответственность за недостатки соответствующего товара, работы или услуги.

8. Изменения правил о сроке исполнения обязательства (статья 314).

Установлена возможность исчисления срока исполнения обязательства с момента исполнения обязанностей другой стороной.
Долгое время судебная практика, в частности, по подрядным спорам, исходила из того, что начало течения срока не может определяться указанием на действия сторон – иными словами, если в договоре подряда срок начала работ привязан, например, к дате внесения заказчиком предоплаты, то условие о таком сроке не считается согласованным. В последние годы соответствующая практика стала меняться в противоположную сторону, в итоге возможность исчисления срока с момента исполнения обязанности контрагентом получила законодательное закрепление в виде новой редакции пункта 1 статьи 314.

Изменены правила исполнения обязательства, в отношении которого не предусмотрен срок исполнения.
Согласно прежней редакции пункта 2 статьи 314 обязательство, которое не предусматривает срок исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, должно быть исполнено в разумный срок с момента его возникновения. Если же такое обязательств в разумный срок не исполнено (а равно срок исполнения определен моментом востребования) – оно подлежит исполнению в течение семи дней с момента предъявления кредитором требования об исполнении (если иной срок не установлен законом и т.п.).

Новая редакция исключила «промежуточную ступень» в виде обязанности должника исполнить обязательство в разумный срок – теперь по общему правилу вышеуказанные обязательства подлежат исполнению в семидневный срок с момента предъявления кредитором соответствующего требования.

Если кредитор в разумный срок не предъявил такого требования – должник вправе требовать от него принять исполнение (при условии, что иные правила не предусмотрены правовыми актами или условиями обязательства).

9. Новый вид процентов по денежному обязательству (статья 317.1).

Статья предусматривает право кредитора на получение с должника процентов по денежному обязательству на сумму долга за период пользования денежными средствами.

Такое право, однако, принадлежит кредитору только в случае, если сторонами обязательства являются коммерческие организации, и если отсутствие данного права не предусмотрено законом или договором. Размер процентов, если он не определен в договоре, определяется ставкой рефинансирования Банка России.

В отличие от процентов по статье 395 ГК РФ, данный вид процентов не является мерой ответственности и, исходя из логики законодателя, представляет собой плату за пользование чужими денежными средствами, взимаемую с должника по правилам об уплате долга.

Однако не совсем понятно, с какого момента эти проценты подлежат начислению – с даты начала срока исполнения денежного обязательства или с даты начала просрочки исполнения.

Также неясно, по каким денежным обязательствам возникает такое право – по всем, связанным с уплатой денег (например, оплата проданного товара), или только в случаях, когда должник пользуется денежными средствами, предоставленными кредитором (заем, кредит и т.п.).

На эти вопросы в будущем ответит судебная практика.

10. Порядок погашения требований по однородным обязательствам (статья 319.1).

В прежней редакции ГК РФ такой порядок отсутствовал, в связи с чем очередность погашения соответствующих требований должника перед кредитором определялась исходя из общих начал гражданского законодательства или специальных норм об обязательствах соответствующего вида (например, статьи 522 ГК РФ о погашении однородных обязательств по нескольким договорам поставки).

Статья 319.1 предусматривает общие правила погашения требований по однородным обязательствам должника перед кредитором, которое осуществляется в следующем порядке:

Если того, что предложил должник в качестве исполнения, недостаточно для погашения всех однородных обязательств перед соответствующим кредитором – исполнение засчитывается в счет обязательства, указанного должником (пункт 1 статьи 319.1).

Если должник не указал, в счет какого обязательства засчитывается исполнение – оно засчитывается в пользу обязательств, по которым кредитор не имеет обеспечения. Т.е. если, например, у должника перед кредитором 2 неисполненных однородных обязательства и одно из них обеспечено залогом – необеспеченное обязательство погашается в первую очередь (пункт 2 статьи 319.1).

Если должник, опять же, не указал, в счет чего засчитывается исполнение – выбор между несколькими необеспеченными обязательствами осуществляется по принципу «конкуренции сроков». Иными словами, в первую очередь погашается обязательство с более ранним сроком исполнения, а если срок не определен – обязательство, которое возникли раньше (пункт 3 статьи 319.1).
Если же сроки исполнения всех обязательств наступили одновременно – исполнение «распределяется» между такими обязательствами пропорционально их размерам.
11. Возможность возложения на должника обязанности по внесению долга в депозит нотариуса (статья 327).

Предыдущая редакция данной статьи предусматривала право (но не обязанность) должника внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса или депозит суда при наступлении определенных обстоятельств (отсутствия кредитора, его уклонения от принятия исполнения и т.п.).

Согласно новой редакции, соглашением сторон на должника может быть возложена обязанность исполнить обязательство путем внесения долга в депозит нотариуса (пункт 1.1 статьи 327).

Кроме того, новая редакция предусматривает право должника потребовать возврата денег или ценных бумаг, внесенных в депозит, в любое время до их получения кредитором. В этом случае должник не считается исполнившим обязательство (пункт 3 статьи 327).

12. Обусловленное исполнение обязательств (статья 327.1).

Как указывалось выше, изменения в ГК РФ о сроке исполнения обязательств вводят возможность «привязки» этого срока к исполнению обязанностей другой стороной.

Статья 327.1 является логическим продолжением такого нововведения: согласно ей, исполнение обязанностей (осуществление прав) по договорному обязательству может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.

13. Новые правила о встречном исполнении обязательств (статья 328).

Общие положения о встречном исполнении остались без изменения – по сути, встречное исполнение теперь является частным случаем обусловленного исполнения (см. предыдущий пункт). При этом статья 328 дополнена важной новеллой о том, что сторона обязательства, предусматривающего встречное исполнение, не вправе требовать по суду такого исполнения, не предоставив другой стороне причитающегося ей по обязательству.

Если продавец обязан передать товар покупателю при условии внесения предоплаты, покупатель не вправе требовать через суд передачи товара, пока не осуществит предоплату в установленном размере.