По оценкам Минэкономразвития, в мае экономический спад усилился: ВВП сократился на 4,9% по сравнению с маем 2014 года после снижения на 4,2% в апреле, говорится в ежемесячном мониторинге министерства. В январе – мае спад составил 3,2% в годовом выражении.

 

Как пишут «Ведомости», в мае рухнуло промышленное производство – на рекордные за посткризисный период 5,5% после 4,5% в апреле, причем выпуск в обрабатывающей промышленности сократился на 8,3%. Отчасти падение было обусловлено календарным эффектом, но в июне падение выпуска продолжится: руководители предприятий ощутили холодное дыхание кризиса, показали данные июньского опроса Института экономической политики им. Егора Гайдара. Промышленники недовольны продажами: их оценка темпов роста спроса с очисткой от сезонности оказалась на шестилетнем минимуме.

 

Вместе с тем по итогам I квартала зафиксирована рекордная прибыль, указывает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: снижение производства сопровождалось ростом цен производителей, а рост издержек на оплату труда замедлился. Но такой рост прибыли никак не сказался на инвестиционной активности, подчеркивает она. Инвестиции в основной капитал в мае сократились на 7,6% после спада на 4,8% в апреле. Наибольший вклад в падение промпроизводства внесли именно отрасли инвестиционного спроса, указывает Минэкономразвития в своем мониторинге.

 

Предприятия используют дополнительную прибыль для погашения долгов и замещения подорожавших или вовсе недоступных кредитныех ресурсов, объясняет Акиндинова. К тому же неопределенность стимулирует вывоз капитала, продолжает она: по оценкам Центра развития, чистый отток капитала за первые пять месяцев составил 54 млрд долларов.

 

Единственным возможным драйвером остаются государственные инвестиции, в том числе через гособоронзаказ, а также экспортные и связанные с ними контракты.