Похоже, что идиотские по своей сути аресты перестали уже кого-либо удивлять в России.

Обыватель лишь гадает: завтра арестуют очередную домашнюю хозяйку, которая якобы выбалтывала тайны государственной важности, помешивая у плиты манную кашу для своей орущей детворы? Или за решетку кинут очередного правозащитника, эколога, ученого?

Жаль, что не бросали монетку: «Орел или решка»? Орел! Под белы рученьки взяли ученого! Да не простого ученого, а физика-ядерщика, специалиста по взрывчатым веществам. И произошло это в самом центре атомной России — в Федеральном ядерном центре, в городе Сарове (бывший Арзамас-16, он же Арзамас-75, он же — Москва-Центр-300). Это тот самый город, в котором Андрей Сахаров «сделал» водородную бомбу.

Что же такого натворил физик Владимир Голубев?

Отдел расследований журнала ОБЪЕКТИВ,
Надежда Попова, Алексей Шмидт

НИИ — ЧАВО?

Но для начала вспомним бессмертные произведения братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о тройке», в которых фигурирует некий Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (НИИЧАВО). Он занимается научными исследованиями в разлчных областях магии: от самых обыденных до наиболее передовых. Сотрудниками НИИЧАВО являются как маги с огромным стажем, так и чародеи нового поколения. Здесь работают магические существа (домовые, гномы и вурдалаки) и даже личности, возможности которых сравнимы только с возможностями богов. В институте есть также некий закуток под названием ИЗНАКУРНОЖ (Избушка на курьих ножках), в котором иногда можно поспать.

Стругацкие писали эти произведения в то время, когда ученые (в том числе и ядерные физики) считались элитой. А сегодня они — никто, расходный материал… И их из НИИЧАВО постоянно гонят в ИЗНАКУРНОЖ.

Судя по фактам, ученый Голубев тоже попал под раздачу.

Владимир Голубев — бывший сотрудник Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ). Ему, кстати, 66 лет. Он не ветреный мальчишка, а убеленный сединами, уважаемый и достойный человек! В июле 2014 года Голубева заподозрили в разглашении секретных сведений. Поводом послужил научный доклад, с которым Владимир Голубев в 2013 году выступил на конференции в Чехии. Работа Владимира Голубева была опубликована.

И вскоре ученого вдруг уволили из института, в котором он работал с 1975 года!

И уже в июле 2014-го Голубев оказался под следствием. Что ему грозит? От 4 до 7 лет лишения свободы по статье о разглашении государственной тайны! Только вот какой тайны? И была ли она, эта тайна?

Сам Владимир Голубев свою вину категорически отрицает. Он утверждает, что все сведения, изложенные им в докладе, были опубликованы в научной литературе в 1980–1990-х годах.

Смешно? Смешно-то смешно, но и грустно тоже.

Блог Голубева

Защита Владимира Голубева, обвиняемого в разглашении государственной тайны, считает его арест местью следователей за снятие подписки о неразглашении сведений предварительного следствия.

Об этом журналистам заявил адвокат Евгений Губин.

— Я думаю, что эти вещи связаны: снятие подписки о неразглашении и взятие его под стражу. Думаю, что следствие таким образом отомстило стороне защиты, — сказал Губин.

По его словам, о том, что следствие ходатайствует об изменении меры пресечения Голубеву, юристы узнали лишь утром 21 апреля. Судебное заседание было назначено на 16:00, а началось в 22:00 и продолжалось до часу ночи. В час ночи судья огласил постановление, взяв Голубева под стражу. Столь длительное заседание он объяснил тем, что защитой были заявлены различные ходатайства.

Отвечая на вопрос, с чем связано ходатайство следователей об аресте Владимира Голубева, адвокат Губин пояснил:

— Следователи считают, что Голубев, находясь на свободе, продолжил заниматься преступной деятельностью, активно вел свой блог на сайте «Открытой России», тем самым, по версии следствия, воспрепятствовал производству по уголовному делу и нарушил свою подписку о невыезде и надлежащем поведении.

21 апреля с.г. ученый был помещен в Саровский ИВС.

— 22 числа, я думаю, его отправят в СИЗО1 Нижнего Новгорода, — подытожил адвокат.

Спрашивается, за что?

Ученый Даниленко на заработках в Иране

Но вспомним еще одну историю, еще одного ученого, специалиста по взрывчатым веществам. Речь идет о физике Вячеславе Даниленко из Челябинска-70.

Помощь таких российских ученых, как Даниленко, позволила Ирану одним махом создать ядерный заряд! Об этом в один голос говорят сотрудники ООН, западные дипломаты и эксперты по вооружениям.

Почти 30 лет знания Даниленко в области взрывчатых веществ и газовой динамики помогали ему конструировать и испытывать маленькие детонаторы высокой точности, способные создавать идеально симметричную ударную волну, необходимую для инициирования устойчивой цепной ядерной реакции.

Даниленко признавал, что его работа в Челябинске-70, в ВНИИТФ имела отношение к обороне. И проводимые им эксперименты «по соображениям безопасности были совершенно секретными, а их результаты первоначально содержались лишь в секретных документах». Эти исследования совершенно случайно при

вели Вячеслава Даниленко к открытию, которому суждено было повлиять на его карьеру после распада Советского Союза. Российские ученые обнаружили: они могут создавать синтетические алмазы, бомбардируя обычный графит теми же самыми ударными волнами высокой точности. Получавшиеся алмазы были крошечными и несимметричными, но они идеально подходили для промышленного применения, например для обточки и полировки. Что касается Даниленко, то работа этого эксперта по созданию синтетических алмазов вполне правдоподобно объясняет его обширные контакты с ведущими иранскими учеными. Даниленко упорно отрицает, что сознательно помогал Ирану с его ядерной программой. Но в 1995 году он сам обратился в иранское посольство с предложением о создании совместных предприятий.

Скоро пришел ответ, и дал его иранский ученый, который хорошо понимал, какой у Даниленко опыт работы. Сейед Аббас Шахморади (Seyed Abbas Shahmoradi) занимал должность директора Центра физических исследований ИРИ, который был командным центром тайных ядерных исследований.

Будучи руководителем секретной ядерной отрасли, занимающейся разработкой ядерного оружия, Шахморади сразу понял, насколько ценен для них Даниленко.

В начале своей работы в Тегеране Даниленко занимался проектными схемами по изготовлению алмазов. Но за шесть лет контактов с иранцами он передал им такие знания, которые помогли Ирану добиться чего-то гораздо более ценного. В докладе МАГАТЭ отмечается наличие «серьезных указаний» на то, что неназванный «иностранный эксперт» помогал Ирану в разработке высокоточного детонатора и сложного прибора для анализа формы взрывного удара. Впоследствии инспекторы ООН нашли соответствия между опубликованными работами Даниленко о детонаторах и разработками иранских ученых из Центра физических исследований. В работе от 1992 года, соавтором которой был Вячеслав Даниленко, описывается оптоволоконный прибор, замеряющий точный момент попадания ударной волны на поверхность сферы в тысячах ее точек. Иран провел, по меньшей мере, одно крупное испытание такого прибора …

Так есть ли разница в научных «изысканиях» Голубева и Даниленко, недаром же говорится, что все познается в сравнении?

Из досье

РФЯЦ-ВНИИТФ (Российский Федеральный ядерный центр, ВНИИ технической физики) — один из самых крупных и уникальных научно-исследовательских институтов РФ. РФЯЦ-ВНИИТФ создан в 1955 году как второй оружейный ядерный центр в СССР (после Арзамаса-16) . В институте было создано большинство рекордных по различным показателям ядерных зарядов. Разрабатывались и заряды для мирных целей, большинство из которых не имеют аналогов в мире. Например, был создан самый маленький ядерный заряд для артиллерийского снаряда калибра 152 мм. Основные направления работ института связаны с разработкой ядерного оружия и изучением поражающих факторов ядерного взрыва.

Зачем сидят ученые?

Но вернемся к нашим барабанам. Почему самые прогрессивные российские ученые находятся на нарах? Журнал «Объектив» постоянно поднимает эту проблему. Не так давно мы выступили в защиту ученого –атомщика, доктора технических наук Сергея Калякина, который — тоже по надуманным обвинениям — сидит в СИЗО более 17 месяцев! Он потерял более 20 кг веса, теряет зрение, каждый день уходит частичка здоровья…

Но его упрямо держат под стражей. Почему? Еще раньше политическими заключенными стали сотрудники ЦНИИМАШ Экспорт Игорь Решетин (11 с половиной лет строгого режима), Сергей Визир (11 лет строгого режима). Михаил Иванов и Александр Рожкин получили по 5 лет общего режима. Пятый обвиняемый, Сергей Твердохлебов, за время следствия УМЕР. Всех их обвинили в передаче Китаю технологий двойного назначения.

— Решетин и его товарищи были также признаны виновными в контрабанде, растрате и отмывании денежных средств в особо крупных размерах, — рассказывает почетный адвокат РФ Александр Островский. — Несмотря на недоказанность, сроки оказались реальными и большими, а предшествовавшие решения арбитражного суда об отсутствии состава преступления в действиях обвиняемых следствием ФСБ и судами первой и второй инстанции были проигнорированы.

Идем дальше. В 1999 году ФСБ РФ обнаружила якобы целую «преступную» группу в Тихоокеанском океанологическом институте. Обвиняли 3 сотрудников института. Но это дело лопнуло. Группы не получилось. Но и при полной невиновности профессор В. Щуров получил 2 года условно. Дела остальных пришлось закрыть.

Многие задаются вопросом, почему с такой настойчивостью ФСБ охотится на ученых? Главная задача — создание иллюзии враждебных сил внутри страны и враждебного окружения? Тогда оправданы многие политические решения руководства страны: фактическая цензура, выборы без выбора, но с фальсификацией результатов, подчинение судов и судей чиновникам от власти, подавление независимых общественных организаций и обвинение в шпионаже. И в последнее время обвинения ученых приобретаю все больший экономический крен. Таким, например, было дело директора Уфимского Института проблем сверхпластичности металлов РАН Олега Кайбышева.

Напомним о трагических судьбах политических заключенных Игоря Сутягина (15 лет строго режима) и Валентина Данилова (13 лет строго режима). Они в свое время были обвинены в государственной измене (статья УК РФ 275). В трагической судьбе Сутягина и Данилова прямо повинна наша государственная система.

Заметим, что бывший сотрудник института США и Канады Игорь Сутягин не имел допуска и доступа к каким бы то ни было государственным секретам. Сутягин свой срок получил за цитирование опубликованных в СМИ высказываний высоких чиновников МО, различных КБ, да еще за собственные сугубо научные фантазии.

Дела Олега Коробейничева, Олега и Игоря Мининых (Новосибирск), которых пытались обвинить в разглашении государственной тайны, закончились полным провалом обвинения.

Далее. Впервые для предания делу большего веса в глазах обывателя из трех категорий секретности («секретно», «совершенно секретно» и «особой важности», предусмотренных законом «О государственной тайне», для Сутягина была выбрана самая высокая степень секретности — «особой важности»). Как будто бы Сутягин занимался не научными исследованиями с использованием открытых источников информации, а, как минимум, управлял разработкой стратегических планов ведения глобальных военных действий…

Между тем самые важные доводы в пользу полной невиновности Сутягина привели вовсе не правозащитники, а судья Калужского обл. суда А.А. ГУСЕВ, который рассматривал дело Игоря Сутягина в первом процессе еще в 2001 году. Он не нашел доказательств вины ни по одному пункту обвинения. О чем честно и написал в своем определении. Вот наиболее часто употребляемая формула судьи Гусева в оценке обвинения Сутягина (цитата):

«Какие конкретно сведения по этой теме, в каком объеме Сутягин собрал, хранил с целью передачи и передал Ш. Кидду, следователь ни в постановлении о привлечении Сутягина в качестве обвиняемого от 19.09.2000 г., ни в обвинительном заключении не указывает». И вот так фактически по всем пунктам обвинения.

Общество должно признать, что фабрикации и фальсификации, которыми регулярно занимается ФСБ, крайне опасны для страны. Ведь они характерны не только для «шпионских» дел, но отчетливо просматриваются и в делах иных. И такая спецслужба, безусловно, подставит страну и высшую государственную власть под большие неприятности. Провальное вранье опасно всегда, но вранье спецслужб —дорога к государственной катастрофе.

Дело Сутягина было сфабриковано от «а» до «я». По воспоминаниям адвоката Сутягина, Бориса Кузнецова, дело Игоря Сутягина началось с приходом к власти Владимира Путина, у которого появилась манера объявлять людей преступниками до вынесения приговора. Началось с того момента, когда его назначили директором ФСБ. В этом качестве в 1999 году он выступил по делу Игоря Сутягина, публично назвал его шпионом, назвал имя.

А потом стал президентом РФ. И судьба Игоря Сутягина тем самым была предрешена.

Теперь несколько строк по делу Валентина Данилова. Здесь тоже полный абсурд. Как и во всех иных делах, где ФСБ обвиняет ученых в шпионаже, разглашении государственной тайны, экспорте технологий двойного назначения и пр. Необходимо признать, что страна и государство находится в большой опасности, если его охраняет спецслужба, которая не может или не хочет (тогда это просто настоящая государственная измена в форме игнорирования своих служебных обязанностей) разобраться в элементарных вопросах.

Дело в том, что Данилов ничего не мог разгласить по определению: он написал всего лишь техническое задание. И сразу попал в горячие объятья ФСБ.

Между тем, несмотря на все усилия обвинения, Данилова в первом судебном процессе (2003 г.) оправдали. Тогда оправдательный приговор отменили и затеяли новый процесс. 8 из 12 присяжных оказались прямо или косвенно связаны со спецслужбами, и дали 14 лет строго режима (2004 г.).

Пройдя все возможные инстанции в стране, защитники уперлись в судейские тупики. Вот тогда вполне достойные люди, поняв полную безысходность и безнадежную жестокость чекистов, дважды обратились к главе государства с просьбой о милости — о помиловании Сутягина и Данилова…

Так что же делать обществу в условиях беспредела сотрудников ФСБ? Сложный вопрос. Но проделки ФСБ история будет помнить долго, как помнит она до сих пор дело Дрейфуса.

Вид на жительство в Лондоне

2010 год принес неожиданное освобождение Игорю Сутягину. 9 июля его обменяли на шпионку Анну Чапман . И теперь Сутягин, участвовавший в обмене на 10 депортированных из США «шпионов», живет в Лондоне…Он получил вид на жительство. Семья Сутягина не собирается покидать Россию, а сам Игорь Сутягин признался журналистам, что намерен в будущем вернуться на родину, в свой любимый город Обнинск…Правда, не знает, когда это произойдет.

Но, возможно, дело саровского Дрейфуса остановит все душевные порывы Игоря Сутягина? В России продолжают упекать за решетку неизвестно за что.

НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

В мае 2011 года Европейский суд по правам человека постановил, что Игорь Сутягин был лишен права на справедливое судебное разбирательство. И обязал Правительство России выплатить ему в качестве возмещения морального ущерба 20 тысяч евро.

Из досье

Дело ДРЕЙФУСА — судебный процесс во Франции (декабрь 1894 г.) и последовавший социальный конфликт (1896–1906 гг.) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса (1859–1935 гг.). Он был разжалован военным судом и приговорен к пожизненной ссылке помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело сыграло огромную роль в истории Европы конца XIX — начала XX веков.

Из досье

Статья 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны» предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае тяжких последствий по неосторожности — до 7 лет.