КИЕВ – Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины».

Этим законодательным актом, сообщает пресс-служба главы Украины, регулируются «вопросы проведения на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности в части расширения оснований для допуска и пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины».

Напомним, что после завершения переговоров в столице Беларуси в феврале 2015 года, результаты которых были сформулированы в «Минских соглашениях», Украина заявила о желании обратиться к Совету Безопасности ООН с просьбой о введении миротворческого контингента для обеспечения соблюдения мира на Донбассе и контроля за украинско-российской границей в Донецкой и Луганской областях.

Как сообщала Русская служба «Голоса Америки», 19 февраля в Киеве Петр Порошенко сообщил комиссару Европейского Союза по вопросам Европейской политики соседства и переговоров о расширении Йоханнесу Хану (Johannes Hahn) о том, что Украина надеется на привлечение миротворческой миссии «в формате европейской полицейской миссии», как «оптимальный вариант миротворческой операции в Донбассе».

История «миротворческого» вопроса

«Тогда, в феврале 2015 года, – отметил в комментарии Русской службе «Голоса Америки» политолог, кандидат исторических наук Олег Постернак, – говорили еще о миссии, легализированной мандатом Совета Безопасности ООН. Спустя время, мы видим, что ключевые страны Евросоюза очень прохладно и безынициативно отнеслись к украинской инициативе, с опаской оглядываясь на реакцию Кремля. Идея ''зависла в воздухе'' и воспринимается больше как дополнительный переговорный аргумент Украины в случае полной дискредитации ''Минских соглашений''. Думаю, что ''реальная'' миротворческая операция в Донбассе может стать исключительно миссией Евросоюза, не требующей мандата ООН, ''избегающей'' возможного вето России, и лишь – после полного прекращения вооруженных столкновений и проведения местных выборов по украинским законам».

Олег Постернак считает, что официальный Киев, открывая доступ для миротворческих международных сил на свою территорию, фактически, подтолкнул Запад к принятию решения.

«Перспектива разворачивания миротворческой миссии обрела законные основания, тем более, в виду непрекращающихся позиционных вооруженных действий на востоке страны. Одновременно это (мандат для миротворцев – Т.Б.) повысило бы роль Евросоюза в процессе реального укрепления системы континентальной безопасности, как в глазах украинцев, так и всего международного сообщества», – отмечает Олег Постернак.

Политолог говорит, что «другого, более выгодного для украинской власти, способа восстановления суверенитета над оккупированной зоной, практически не существует».

Закон для упреждения ситуации

Военный эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества Игорь Козий считает, что подобные законопроекты, касающиеся допуска иностранных военных на территорию Украины, Верховная Рада принимает, а президент подписывает, практически, каждый новый год.

«Этот документ похож на те, что позволяют иностранным военным посещать Украину для участия в совместных военных учениях. Правда, в данном случае – он принят на упреждение ситуации, которая может возникнуть: если ООН или Евросоюз примут решение относительно введения миротворческой миссии в рамках мандата», – говорит Козий.

Вместе с тем, Игорь Козий предлагает дискуссию в отношении того, как следует принимать – в политической или военно-экспертной плоскости – этот документ и, например, желание Сената Соединенных Штатов оказать Украине помощь в размере трехсот миллионов долларов на военные нужды.

«Если брать во внимание точку зрения военного эксперта, то, в первую очередь, мы должны укреплять обороноспособность государства. В отношении оружия, могу сказать одно – не следует занимать позицию ''государственного попрошайничества''. То есть – мы должны не рассчитывать на помощь, а изготавливать необходимое оружие. Нам нужны современные технологии и современное оборудование, которое позволило бы производить современное типы вооружений для национальных Вооруженных сил», – подчеркивает Игорь Козий.

В тоже время, он говорит о том, что мнение политического сообщества и политиков по данному вопросу, конечно, отличаются от позиции военных экспертов.

Напомним, что в четверг, 18 июня, Сенат США одобрил законопроект об оборонной политике, включающий большой пакет военной помощи (на сумму в триста миллионов долларов – Т.Б.) украинским вооруженным силам, которые сражаются с пророссийскими сепаратистами на востоке страны, и предусматривающий новые меры по противодействию более агрессивной стратегической позиции России.

Переход от теории к практике

Украинский политолог и историк Александр Палий считает, что действия российского руководства по дестабилизации ситуации в Украине подходят к своему логическому завершению – имперский проект сорван, Кремль нанес Украине раны, разрушив Донбасс, но при этом поставил под удар свою экономику.

«Западные миротворцы надежно бы законсервировали проблему в Донбассе, ситуация там была бы менее кровавой, более умиротворенной. Сейчас весь мир ждет, когда Россия сама пойдет на деэскалацию конфликта в Донбассе. У нее нет большого выбора – или воевать против всего мира, или попытаться вернуться к нормальному сосуществованию», – сказал Александр Палий Русской службе «Голоса Америки».

Палий считает, что действия России, которая «изранила часть украинской территории», привели к наращиванию военного потенциала в странах восточной Европы со стороны НАТО.

«Все это время Россия играла мускулами, а Североатлантический Альянс сначала смотрел, а потом начал реагировать. Россия спровоцировала НАТО на усиление своих действий в странах бывшего постсоветского блока, мы услышали риторику о необходимости размещения ракет в странах Восточной Европы. На фоне действий Альянса, Россия сама могла бы предпринять попытку деэскалации конфликта в Донбассе», – говорит Александр Палий.

Эксперт считает, что украинский закон о допуске миротворцев дополняет усилия Запада, направленные на ослабление российской экономики.

«Мировое сообщество находится в ожидании решения России, а Украина делает шаги в направлении деэскалации конфликта и из теоретической фазы привлечения миротворческих сил, мы переходим в практическую», – отмечает Александр Палий.