Газета «Коммерсантъ» описывает детали засекреченного уголовного дела об откатах, которые, по версии следственного комитета РФ, получали представители МВД и ФСО при закупках автомобилей Mercedes-Benz от представительства корпорации Daimler AG в России.

По данным издания, по делу проходят два бывших старших офицера МВД Виталий Батурин и Михаил Будынин, экс-сотрудник ФСО Михаил Костылев, возглавлявший в службе конкурсно-котировочную комиссию, а также бывший менеджер по ключевым клиентам ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» (дочернее предприятие Daimler AG) Екатерина Приемская. Все они сейчас находятся под подписками о невыезде.

Расследование началось еще в ноябре 2010 года, после того как департамент юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и рынкам обвинили Daimler в коррупции. Компании инкриминировали то, что в период с 1998 по 2008 год она нарушила законы как минимум в 22 странах, в том числе в России. Среди покупателей продукции Daimler в РФ были структуры МВД, Минобороны, правительства Москвы, гараж особого назначения (ГОН) ФСО, муниципалитеты Уфы, Нового Уренгоя и другие структуры. Впрочем, внутренние проверки на предмет коррупционной составляющей тогда провели лишь МВД и ФСО.

Однако уже тогда многие эксперты полагали, что доказать через столько лет факт того, что российские чиновники и силовики получали взятки за заключение контрактов на покупку Mercedes-Benz, практически нереально. В итоге дело возбудили по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».

По версии следствия, в период с 2000 по 2005 год компания «Мерседес-Бенц Рус» заключила несколько коррупционных сделок на поставку своей продукции в гаражи МВД и ФСО. Сделки были заключены по следующей схеме: Daimler AG завышал стоимость выставляемых счетов, а полученную за счет завышения дельту затем перечислял третьим сторонам в пользу ряда официальных лиц через девять банковских счетов в Германии, США и Латвии. Следствие полагает, что ими были господа Батурин и Костылев. По некоторым данным, на счета аффилированных с сотрудниками МВД и ФСО офшорных фирм поступило более 1 млн евро. В расчетах компании платежи отражались как «комиссия», «специальные скидки» и «социальная помощь».

Об уровне коррупции при заключении этих сделок можно судить на примере продажи автомобилей в ГОН. По данным Министерства юстиции США, концерн Daimler AG только в главный российский гараж продал автотехники на сумму 2,866 млн евро, из которых 1,4 евро млн вернулись назад, в качестве откатов.