Россия пока не будет исполнять постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по «делу «ЮКОСа» – об этом заявил в понедельник глава Минюста Александр Коновалов, назвав решение Страсбурга «безосновательным». Одновременно 93 депутата Госдумы направили запрос в Конституционный суд (КС) РФ с просьбой разъяснить, как именно должны применяться в России решения ЕСПЧ в случаях, когда они противоречат нормам Конституции РФ. По мнению парламентариев, Страсбург в последние годы принял много «сомнительных» решений, пытаясь диктовать России изменения в ее Основной закон. Старший правовой эксперт «Центра содействия международной защите» Каринна МОСКАЛЕНКО рассказала «НИ», почему решения ЕСПЧ на самом деле не противоречат российской Конституции, какую цель преследуют депутаты и чем для России чреват отказ выполнять обязательства по решениям Страсбурга.

– В своем запросе депутаты отмечают, что ряд решений ЕСПЧ вступают в противоречие с нормами Конституции и решениями КС РФ. На ваш взгляд, существует ли данная проблема?

– Я не знаю ни одного решения Европейского суда, которые бы противоречили нормам Конституции. Они специально делают подмену тезиса, пытаясь убедить россиян в том, что это неправильно работающий или ненужный для нас суд. ЕСПЧ жизненно необходим для всех стран Совета Европы. Об обязательности исполнения решений Европейского суда было известно 20 лет тому назад, когда РФ просила о вступлении в Совет Европы. Мы специально приводили свое законодательство в соответствие с требованием Европейской конвенции по правам человека. Конституция находится с ней в полном согласии. Поэтому дурить и обманывать россиян не нужно – решения ЕСПЧ нашей Конституции не противоречат. Были одно-два дела, по которым у КС РФ по ряду вопросов были другие подходы. Я не сомневаюсь, что и КС, и ЕСПЧ находили и будут находить правовой язык. В данном случае депутаты занимаются не своим делом.

– С чем, на ваш взгляд, связана отправка запроса в КС РФ?

– Происходит подмена тезиса. Согласно статье 15 части 4 Конституции РФ, общепризнанные международные нормы являются приоритетными. Депутатов будто бы эта ситуация не устраивает. Однако приоритетными могут быть только те нормы, которые были ратифицированы РФ и стали частью ее правовой системы. Если мы не признали какую-то международную норму, то никакого эффекта она не имеет для нас. Просто, творя судебный и прокурорский произвол, никто не думал о последствиях. Когда же все это обернулось миллиардами для государства, исполнять обязательства, конечно, не хочется. Как раз подобные действия противоречат Конституции, а не решения Европейского суда. По делу компании «ЮКОС» мы неоднократно предупреждали власти, что необходимо прекратить произвол.

– Россия пытается избежать выплат по «делу «ЮКОСа»?

– Решение ЕСПЧ по «делу «ЮКОСа» российские власти никогда не обжаловали. Они даже не обратились в Большую палату о пересмотре. Наша власть может нарушать закон и не умеет отвечать за свои нарушения. Я лично присутствовала при всех обсуждениях. Когда «ЮКОС» имел возможность и хотел выплатить насчитанные налоговыми органами долги, с которыми пусть и не был согласен, компании заморозили все счета. «ЮКОС» обанкротили умышленно и непропорционально, как об этом написал ЕСПЧ. Никакого противоречия Конституции здесь и быть не может.

– Чем для России может обернуться неисполнение решения ЕСПЧ по «делу «ЮКОСа»?

– Пока официального отказа не прозвучало. Россия обязана выплатить компенсацию. Если не выплатит, значит, нет ей доверия как субъекту международного права. Кто сядет за стол переговоров с государством, которое не умеет платить по своим обязательствам? Мнение о том, что Россия не исполняет решения ЕСПЧ, неправильное. Просто в этот раз российские власти не могут предоставить в Комитет министров Совета Европы план по выплатам компенсаций, так как для этого необходима политическая воля. Поэтому начинается этот неприличный визг. Если Россия откажется выполнять решение, то Комитет министров Совета Европы может вынести резолюцию о передаче дела вновь в суд. До сих пор еще ни одно государство не заявляло на официальном уровне о том, что оно не будет исполнять какое-либо из решений ЕСПЧ.

– Как подобные вопросы решались в других странах Европы?

– Возникали на национальном уровне, например в Великобритании и Германии, дискуссии и дебаты. Тем не менее все находят какие-то решения. Обычно проводятся публичные и открытые обсуждения, к которым мы не привыкли. А вдруг во время такого обсуждения кто-нибудь укусит власть? Поэтому лучше подменять понятия, переводить дискуссию в другое русло и вспоминать о делах по заключенным и выборам.

– Получается, нет примеров, когда государство отказывалось выполнять обязательства?

– Была страна, которая очень большую сумму отказалась выплатить. Ей пришлось выйти из состава Совета Европы. Позже она снова вошла в его состав и оплатила все долги, только в большем количестве. Это поучительный пример.

– Как может на запрос депутатов отреагировать КС?

– Вряд ли они скажут, что решение ЕСПЧ противоречит Конституции РФ. Думаю, что такой глупости не напишет никто и никогда. Правда, КС РФ поставили в сложное положение. Они понимают, какой заказ им направляют. Надеюсь, КС создан не для того, чтобы исполнять заказы власти.