Как стало известно "Ъ", на днях ГСУ ГУ МВД по Москве завершило проверку в отношении руководителя департамента РЖД Ивана Беседина на возможную причастность к присвоению бюджетных средств в особо крупных размерах. Полицейские проверяли данные о том, что, возглавляя ранее Московский метрополитен, господин Беседин без согласования со столичными властями, как того требует закон, получил в общей сложности премий на сумму около 25 млн руб. Поощрение, в частности, было выписано ему и за период, когда, по версии следственных органов, подчиненные господина Беседина совершили нарушения, повлекшие за собой в июле прошлого года аварию с большим количеством жертв. В итоге оснований для возбуждения дела по результатам проверки ГСУ не нашло.

По данным источников "Ъ", факты, ставшие основанием для проведения проверки в отношении Ивана Беседина, ныне занимающего должность руководителя департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО РЖД, были выявлены во время широкомасштабного расследования обстоятельств катастрофы, случившейся в московском метро 15 июля прошлого года. Как не раз рассказывал "Ъ", причиной аварии, в результате которой погибли более 20 человек и около 200 получили ранения, СКР считает грубые нарушения, допущенные при монтаже стрелки на перегоне "Парк Победы"--"Славянский бульвар", где сошел с рельсов поезд. Первыми фигурантами дела стали замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексей Трофимов, старший мастер службы пути ГУПа Валерий Башкатов, помощник дорожного мастера Юрий Гордов и замдиректора компании "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов, которым вменили нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). Материалы в отношении них были выделены в отдельное производство, недавно СКР направил их в Генпрокуратуру для утверждения обвинительного заключения.

Тем временем в деле появились новые фигуранты — начальник службы пути метрополитена Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, начальник 3-й дистанции службы пути Николай Мельников, его зам Анатолий Казанцев и монтеры 38-го околотка 3-й дистанции Юрий Шеянов и Николай Веденеску. По мнению следователей, их бездействие также стало одной из причин аварии. Следственные действия в отношении них предполагается завершить осенью этого года.

Между тем в ходе проверки документации, касающейся деятельности ГУП "Московский метрополитен", были выявлены факты, которые позволили правоохранителям заподозрить Ивана Беседина в незаконном получении премий в бытность главой этого предприятия. Как говорилось в материалах проверки, господин Беседин, нарушая порядок оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий, утвержденный постановлением столичного правительства 21 сентября 2011 года, в 2011-2014 годах, якобы действуя из корыстной заинтересованности, неправомерно давал указания своему главбуху на оформление и выдачу ему ежеквартальных и годовых премий. Таким образом, по подсчетам проверявших, он получил не менее 25 млн руб., а нарушение состояло в том, что премии выплачивались без согласования с департаментом имущества и департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, которые в соответствии с постановлением столичного правительства и должны были оценивать работу главы метро.

Проверяющие отдельно отметили, что премия за второй квартал 2014 года — около 1,8 млн руб.— также была выплачена Ивану Беседину без согласования. Между тем, подчеркнули ревизоры, именно в этот период работниками ГУПа, подчиненными господина Беседина, были допущены нарушения, приведшие, по версии СКР, к аварии. В итоге материалы были направлены в ГСУ ГУ МВД по Москве для проверки на возможную причастность господина Беседина к присвоению бюджетных средств в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Проверку сотрудники ведомства, по данным "Ъ", начали в марте этого года, а завершили на днях. В результате оснований для возбуждения уголовного дела сотрудники ГСУ не нашли.

"ГУП "Московский метрополитен" всегда оказывает содействие проверкам контролирующих органов. Решение о возбуждении дел принимается правоохранительными органами" — таким комментарием в связи с проведенной правоохранителями проверкой ограничились в пресс-службе московского метро. В РЖД от комментариев как от имени компании, так и от имени представителей господина Беседина воздержались, сославшись на то, что проверка не имела отношения к его работе в ОАО.