По уголовному делу Дарьи Полюдовой назначена комплексная экспертиза, после которой дело должны передать в суд. Выпускницу Краснодарского университета МВД хотят посадить по статьям «экстремизм» и «сепаратизм». Ее прежние соратники по «Левому фронту» Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев сидят в колонии, сама Даша полгода провела в СИЗО ФСБ. Дело против Полюдовой возбудили после ее попытки провести «Марш за федерализацию Кубани». Но это лишь следствие главной беды: российское общество неспособно принять несогласного человека на бытовом уровне и выдавливает его на обочину жизни.

 

Комсомолка, отличница

Дарья встречает меня в ярко-красном платье на улице Интернациональной, где у семьи есть старый одноэтажный дом. Дарья сейчас под подпиской о невыезде: ей запрещено самовольно покидать родную станицу Полтавскую. Полгода — максимально возможный по закону срок — Полюдову держали в СИЗО.

В небольшой комнате Полюдовой основное место отдано старому фортепиано. На Кубань Полюдовы приехали только в 2005 году. До этого жили в Башкирии, где Дарья окончила музыкальную школу. До сих пор жалеет, что не стала пианисткой, а поступила в Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД: «Сериалов насмотрелась. Думала, в милиции будет, как в телевизоре».

Дарья рассказывает, как ее разочаровала последипломная практика в одном из районных отделений Следственного комитета: «Дела на своих не возбуждают, все делают по понятиям». Дашина мама Татьяна Федоровна молча сидит в соседней комнате, но на этих словах вбегает: «Это не пишите! Нам тут жить!». Дарья требует, чтобы это все-таки осталось в тексте.

Грамот из университета МВД у нее более десятка. Вот начальник Новороссийского филиала В. А. Сосов награждает «за успехи в учебной деятельности», вот «за активное участие в научной работе». В характеристике он указывает, что Полюдова «зарекомендовала себя с положительной стороны по отношению к учебе», «активно участвовала в общественной жизни». Сейчас в уголовном деле за подписью Сосова совсем другая характеристика. Ему, конечно, виднее, но диплом у Дарьи красный.

 

Улыбка из Москвы

В декабре 2011-го, после протестных митингов в Москве, Даша затеяла «ВКонтакте» переписку с активистами «Левого фронта» Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым. «Я студенткой на трех работах работала, за копейки. А кто-то ничего не делал и все имел. Разве это справедливо?» — объясняет Дарья свою склонность к левым идеям.

В 2012-ом, когда училась на пятом курсе, стала членом Новороссийского горкома КПРФ. Завела «ВКонтакте» группу и предложила провести акцию «Оккупай мэрия». Рассказывает, как замначальника университета заставляла ее удалить анонс, угрожая проблемами с дипломом. Правда, и на акцию тогда пришли всего пять человек.

Окончив академию МВД, дипломированный юрист Дарья Полюдова двинула в Москву. На Казанском вокзале ее встречал Леонид Развозжаев. Жить стала на квартире для приезжих активистов «Левого фронта». Работать устроилась помощником юриста в частную фирму. Вместо обещанных тридацати тысяч платили 12, зато свободы было, хоть отбавляй: каждый день Дарья находила время на одиночный пикет у Следственного комитета.

Но вскоре с работы ее уволили. Когда нашла новую, уволили и с новой, и так несколько раз. На одной из акций к ней подошел известный московский оперативник по кличке Леша-Улыбка: «Скоро поедешь домой». Жить стало не на что, Даша действительно уехала.

 

Работа для несогласной

Между гражданином и российским государством существует вид сделки, когда за политическую аморфность тебе дарят спокойную жизнь. Дарья на сделку не пошла. Ей удалось устроиться секретарем в новороссийский суд. Все было хорошо, пока случайно не услышала в канцелярии разговор судей: «Ты на ее страничку загляни!». А на страничке в социальных сетях Дарья постила фото с одиночных пикетов за освобождение политзаключенных.

Из суда ее аккуратно уволили, устроилась юристом в местный Центр гигиены и эпидемиологии. В тот момент как раз нарисовалась проблема с обманутыми дольщиками на улице Южной, 1. Даша пришла к дольщикам и предложила выйти на митинг. После чего ее попросили из КПРФ, а потом и из Центра гигиены.

Дальше были одиночные пикеты в защиту работников троллейбусного депо, не получавших зарплату, в защиту Пионерской рощи от вырубки, в защиту инвалидов. Сначала Дашу арестовали на трое суток, потом на 10, потом на 15. По официальной версии, она «оказывала неповиновение сотрудникам полиции». Мои попытки узнать в новороссийской полиции, в чем состояло неповиновение, закончились ничем.

Пыталась раздавать рекламки на улицах, но и с этой работы ее выгнали. И тогда Даша уехала в Краснодар.

 

Что позволено телевизору...

Ее арестовали 15 августа 2014-го. На центральной улице Краснодара подскочил провокатор, а через минуту подъехала полиция. «За мелкое хулиганство» дали 14 суток. Незадолго до этого Полюдова с группой краснодарцев затеяла акцию под названием «Марш за федерализацию Кубани». В ту пору по российским телеканалам гуляло слово «федерализация», которым оправдывали создание «ДНР и ЛНР». Отвечая на вопрос, чего хотела добиться, Дарья улыбается: «Потроллить чиновников».

Дарью задержали через пару дней. Когда административный арест подходил к концу, в изолятор временного содержания приехала тонированная иномарка и отвезла Дашу прямиком в СИЗО ФСБ.

Сейчас в деле Полюдовой три эпизода. Первый — по части 2 статьи 280, «Публичные призывы к экстремистской деятельности с использованием интернета». Это по поводу плаката, текст которого предлагал Путину ответить за теракты. Второй эпизод — по части 1 той же статьи 280 (за плакат против войны на Украине, который к тому же призывал к кардинальным переменам в России). Третий эпизод подпадает под часть 2 новой статьи 280.1, «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ с использованием интернета». На этот раз Дарья держала плакат, где утверждение, прозвучавшее в эфире телеканала «Россия» по поводу Украины, , было переформатировано уже в отношении к России.

Полюдовой грозит до пяти лет тюрьмы. Известно, что краснодарский активист Сергей Титаренко, задержанный одновременно с ней, уже дал нужные следствию показания.

 

«Ненависть к президенту» и проверка на вменяемость

Первый раз Дарье предъявили обвинение 31 января этого года. Затем начальство вернуло дело следователю. 26 марта дело снова завернули, поскольку в обвинительном заключении не был указан мотив преступления. Следователь Дмитрий Шаповалов его вписал: «Ненависть к действующему в РФ политическому режиму и президенту». Но дело вернулось в третий раз, потому что Дарью стали проверять на вменяемость. «Сейчас назначили комплексную экспертизу,— рассказал по телефону ее адвокат Андрей Сабинин из ассоциации «Агора». — Что за эксперты? Какова их квалификация? Что вообще исследуют? Мне эту информацию не предоставили».

Недавно Дарья создала «ВКонтакте» группу «Станица Полтавская за честную власть» и стала раздавать селянам листовки с интернет-ссылкой. За это пришлось отсидеть 10 суток. Затем районная газета «Голос правды» сообщила, что Полюдова, отбыв полгода в СИЗО, работает юристом в Центральной районной больнице. Больницу посетил работник ФСБ (фамилия известна), и Полюдову уволили как не прошедшую испытательный срок. Вскоре она нашла новую работу, но сейчас ее уволили и оттуда.