Принципы адресности и нуждаемости должны использовать для определения расходов на социальную поддержку и индексацию зарплат бюджетников в 2016 году — по данным «Ъ», на прошлой неделе такие поручения даны Минтруду, Минздраву и Минфину. По данным мониторинга РАНХиГС, регионы, от которых также требуется переход к адресной соцполитике, уже начали внедрение этих принципов, но исключительно ради сокращения своих расходов, без перераспределения сэкономленного и без определения целей социальной поддержки.

2016-й может стать первым годом массовых экспериментов в области дифференциации социальной помощи как для регионов, так и для федерального центра. Как уже писал «Ъ», на закрытых совещаниях в правительстве на прошлой неделе даны поручения Минтруду до начала бюджетного процесса внести в Госдуму проект федерального закона «Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам». По данным «Ъ», Минтруду, а также Минздраву, Минобрнауки и Минфину также поручено обсудить реформу льготного стажа для врачей и педагогов, заново оценить масштабы льгот чернобыльской группы и рассмотреть вопрос об индексации в 2016 году бюджетных зарплат и соцвыплат, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Предложения на этот счет, по данным «Ъ», Белый дом получит в июне 2015 года.

Идея адресности заключается в отказе от индексаций выплат по категориям получателей (сейчас все федеральные индексации производятся категориально): адресное решение всегда принимается индивидуально. Принцип нуждаемости предполагает, что основанием такого решения должен быть недостаточный (по каким-либо критериям) доход получателя. На президиуме Госсовета 25 февраля президент Владимир Путин потребовал от регионов ускорения перехода на адресный принцип в соцподдержке, теперь же эксперименты с адресностью могут подняться на федеральный уровень. В последний раз в Минтруде обсуждали такие схемы в 2009—2010 годах в дискуссиях о социальном контракте при соцподдержке отдельных категорий граждан, но распространения тема не получила. Адресность и нуждаемость на федеральном уровне могут выглядеть не только как уже, видимо, утвержденный отказ с 2016 года от выплат пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом свыше 1 млн руб по месту работы, но и как гибридные неадресные решения вроде индексации зарплат только низкооплачиваемым бюджетникам.