Заксобрание Санкт-Петербурга планирует внести на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, предполагающий введение института предварительной общественной экспертизы для кинопрокатчиков, театров, концертных организаций, цирков, а также музеев. Как пишут «Известия», предполагается, что учреждения культуры перед публичным показом должны будут сформировать общественный совет, который даст оценку произведению. Если совет решит, что произведение может быть негативно воспринято верующими (например из-за нестандартной трактовки религиозных вопросов), то театр, музей, прокатчик фильма или кинотеатр будут обязаны информировать об этом зрителей. Поясняется, что трактовка может быть связана с вероисповеданием, богослужением, религиозными обрядами и церемониями, обучением религии и религиозным воспитанием последователей.

 

В экспертный совет могут войти деятели культуры, представители религиозных организаций, депутаты и т.д.

 

В пояснительной записке подчеркивается, что «законопроект не затрагивает свободу мысли и свободу творчества лиц, которые создают и исполняют произведения, поскольку не предполагается введения запрета на публичное исполнение постановок, фильмов и иных произведений, которые могут быть негативно восприняты верующими».

 

По мнению автора законопроекта депутата Андрея Анохина, благодаря законодательным изменениям будет меньше конфликтов между религиозными объединениями и поклонниками ряда художественных произведений и авторов. «Верующие, если они заранее знают о содержании спектаклей и фильмов, смогут просто не посещать их, при этом они не будут мешать другим гражданам посмотреть эти произведения», — считает Анохин.

 

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ), священник Роман Богдасаров уверен, что появление общественных советов пойдет на пользу российской культуре. «В кинематографе есть понятие «закрытый показ», когда картину смотрят режиссеры, критики. Почему бы не сделать нечто подобное в области сценических постановок и других произведений? Это не цензура с государственным контролем. Само общество, включая представителей традиционных религий, решит, нужно ли произведение в таком виде», — говорит он.

 

Художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров не одобряет предложения депутатов культурной столицы. «Это опасный путь, — говорит он. — Начнется цепная реакция, которую не остановить: не будет никакой границы, что можно требовать, а что нельзя. Что значит общепринятые вкусы или религиозные ценности? В итоге это будет сплошная вкусовщина. Надо понимать, что наиболее интересные произведения в нашей истории были встречены с враждебностью и непониманием. Если просматривать произведения, то даже «Сказка о попе и его работнике Балде» Александра Сергеевича Пушкина не получила бы положительной оценки. Так мы недосчитаемся многих великих произведений».

 

Отметим, театральные постановки в современной России не в первый раз становятся поводом для скандалов. В новосибирском театре оперы и балета постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» была снята с показа после скандала: православные, в том числе официальные представители РПЦ, пожаловались на оскорбление своих чувств. В опере Иисус Христос появляется на сцене в контексте эротических сцен. Суд не стал привлекать авторов спектакля и руководство театра к ответственности, однако директор Новосибирского оперного был заменен: Бориса Мездрича сменил Владимир Кехман, который снял постановку с показа.

 

В Калининградской области спектакль Тильзит-театра города Советска о русской святой Ксении Петербуржской подвергся цензуре из-за комического образа священника, которого главная героиня по сценарию публично обвиняет в поборах и неправедном образе жизни.