24 апреля прошла рабочая встреча членов Государственной комиссии по вопросам развития Арктики: депутата Государственной Думы, Заместителя председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии М.В. Слипенчука и Руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации К.Д. Бусыгина. В ходе  встречи обсуждались планы по обустройству пропускных пунктов в Арктике как важных отправных точек комплексного развития региона и Северного морского пути (СМП).

По итогам встречи состоялся брифинг с участием К.Д. Бусыгина и М.В. Слипенчука. Руководитель Росграницы сообщил журналистам о том, что Арктическая зона Российской Федерации – это 200 тыс. км. государственной границы и 20 пунктов пропуска. Из них 3 автомобильных, 12 морских, 5 воздушных. С 2010 по 2015 гг. было установлено 5 пунктов пропуска: морские пункты Певек, Сабетта, Варандей, Дудинка и воздушный пункт пропуска Варандей. Это четверть от всех пунктов пропуска, расположенных в Арктике.

Как подчеркнул К.Д. Бусыгин, морским пунктам пропуска уделяется наибольшее внимание в силу стратегического значения Северного морского пути, необходимости содействия раскрытию ресурсного потенциала Арктики, создания условий для развития рыбного промысла, сферы торговли, туризма и научной деятельности.

Представляя Государственную Думу в постоянно действующей Комиссии парламентариев арктических стран, М.В. Слипенчук отметил огромный рост интереса к  Арктике за рубежом. Причина лежит в глобальном изменении климата. Последние 5-7 лет идет увеличение непокрытых льдом вод и Северный морской путь становится все более доступным.

«СМП по продолжительности маршрута из Азии в Европу короче пути через Суэцкий канал на 60 % и экономит около 2 недель плавания для любого судна, а это 25 – 50 тыс. долларов в сутки. Это значительная выгода для любой шипинговой компании. Но чтобы СМП нормально функционировал, необходимы инфраструктурные изменения», – отметил М.В. Слипенчук.

«В 2012 г. в стенах Госдумы был принят так называемый «закон о Севморпути», который четко регулирует нахождение иностранных судов в российских водах Арктики. Подается заявка, и в течение 2 недель дается разрешение, но только в том случае, если иностранное судно отвечает определенным требованиям, в том числе экологическим. Если в 2012 году таких судов прошло всего три, то в прошлом году прошло более 600. То есть, можете себе представить, какое количество иностранных кораблей начинает проходить через территориальные воды РФ по Северу, – сообщил депутат, –  И конечно наличие обустроенных границ становится очень актуальным. То, что Росграница сегодня выполняет важную государственную миссию по возрождению цивилизованного обслуживания на российских границах на Севере, является гарантией работы Северного морского пути».

«Сегодня многие северные порты приватизированы и у частного капитала зачастую недостаточно сил для их поддержания, за исключение Мурманска, Архангельска и Саббеты. Поэтому я рад, что Россия возвращается в Арктику и начитает именно с обустройства границ и пропускных пунктов», – заявил М.В. Слипенчук.

М.В. Слипенчук обратил внимание на некорректное использования утилитарного слова «осваивать» по отношению к Артике: «Здесь больше подходит слово «развивать». 90% запасов полезных ископаемых, идущих на экспорт из России, находится в Арктике. Таким образом, Арктика пополняет 30 % российского бюджета. Но комплексный подход к развитию предполагает не только получение полезных ископаемых, он также подразумевает сохранение природы и защиту окружающей среды».  М.В. Слипенчук напомнил, что в Артике сегодня создано большое количество особо охраняемых природных территорий, так называемый национальный парк «Русская Арктика».

В ходе брифинга К.Д. Бусыгин также рассказал журналистам о ходе работы по обустройству российско-украинской границы,  о предстоящем открытии международного автомобильного пропускного пункта в Белгородской области Грайворон и о планах по развитию пунктов в Крыму.

В свою очередь, как депутат от Республики Бурятия М.В. Слипенчук поблагодарил Росграницу за качественное и современное обустройство пункта пропуска в аэропорту «Байкал», благодаря которому из Бурятии можно улететь в любую точку мира, и скорость обслуживания пассажиров не уступает аэропорту «Домодедово». Он выразил надежду, что и другие пункты пропуска Бурятии будут хорошо обустроены, особенно это актуально с отменой визового режима с Монголией.