В московской психиатрической больнице №15 проводят проверки сразу несколько ведомств, после того как один из пациентов - воспитанник детского дома - пожаловался на жестокое обращение, а в интернете появились фотографии детей, привязанных к койкам.

И.о. главного врача больницы Олега Трифонова во вторник вызвали в департамент здравоохранения Москвы, а Следственный комитет России сообщил в понедельник, что проверка по этому делу ведется еще с 15 апреля.

В больнице не смогли объяснить, почему на некоторых фотографиях пациентов привязывают к койкам другие дети, сообщил уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. По его словам, в больнице остается лишь один ребенок, запечатленный на фотографиях, а применение к нему мягкой фиксации обосновано его тяжелым состоянием.

"По документам это обосновано, но мы видим, что на фотографии не один, а несколько детей, - заявил Астахов. - Звучали разные объяснения вплоть до того, что "дети играли".

Меры стеснения крайне редко показаны в детской психиатрии, и эта процедура подчинена строгим протоколам: специальные мягкие накладки используются, как правило, не более 20 минут под наблюдением врача, заявил Би-би-си руководитель отделения психической патологии детского и подросткового возраста МНИИ психиатрии Евгений Корень.

Проверка также затронула центр содействия семейному воспитанию "Радуга" (раньше - детский дом №46). Воспитанник этого учреждения, по словам его адвоката Кунала Венникова, был госпитализирован по сомнительным причинам и не давал на это информированного согласия, а во время пребывания в больнице также подвергся связыванию.

В психиатрической больнице и центре "Радуга" отказались от комментариев.

Меры стеснения

"Врачи не смогли объяснить, почему дети привязывали друг друга и где в этот момент были санитары, которые должны постоянно наблюдать за ребятами", - сообщил Астахов предварительные итоги проверки, которая проводится совместно с прокуратурой и СКР.

По данным Астахова, все дети, которые были запечатлены на снимках, уже выписаны из больницы - кроме одного.

"Мальчик находится в тяжелом состоянии и, по словам врачей, иногда медперсонал вынужден использовать метод мягкой фиксации на период до двух часов, как правило, во время приема лекарств", - говорится в сообщении пресс-службы Астахова.

Это противоречит тому, как применение такой процедуры описывает Евгений Корень из МНИИ психиатрии.

"Есть регламент - именно на 20 минут, все это делается под контролем врача. Врач должен проверять, правильно ли все проходит, существуют ли показания, чтобы сделать это повторно, и естественно отмечает соматические показатели - пульс и давление", - рассказал он, добавив, что во всем мире пациенты ежегодно умирают в результате ошибок при проведении этой процедуры.

По словам психиатра, при лечении детей "меры стеснения" используются крайне редко, но в ряде случаев показания к этому есть - когда пациент крайне возбужден или его состояние настолько тяжелое, что лекарства ему не помогают.

"Есть больные очень тяжелые с точки зрения резистентности к лечению. Но это все в детской психиатрии делается крайне редко, практически такой практики на системной основе нет, - сказал Корень. - Веревками, тем более куда-то там привязывать - разумеется, такого нет".

По словам психиатра, в реальности такие меры могут применяться гораздо чаще, но не в больницах, а в интернатах и других учреждениях - например, в качестве наказания. Так, на прошлой неделе в "Инстаграме" появилась фотография ребенка, страдающего аутизмом, который был привязан цветным скотчем к стулу в детском коррекционном центре "Золотой ключик" в Саратове.

Как тогда объяснила директор центра Оксана Юдина, не являющаяся врачом, таким образом ребенка с "неправильным распределением психофизического тонуса" хотели научиться сидеть смирно во время уроков. Эта процедура проводилась в присутствии и с согласия матери мальчика, а у центра не было медицинской лицензии.

"Разбудили ночью"

Как сообщил Павел Астахов, проверка подтвердила, что один из воспитанников детского центра "Радуга" в марте 2015 года был ночью госпитализирован в психиатрическую больницу, однако 11 марта его выписали.

Неизвестно, идет ли в данном случае речь о том же пациенте, рассказ которого стал основой для обращения в правоохранительные органы. По словам его адвоката, подросток находился в больнице №15 в январе, а затем вернулся в центр "Радуга" и, уже находясь там, через некоторое время рассказал, что его и других детей в больнице привязывали к кровати.

Адвокат Кунал Венников предположил, что детей привязывали к койкам другие пациенты, поскольку сотрудники больницы, возможно, хотели самоустраниться от этой практики.

"Я так понял, что это делалось в присутствии медицинского персонала руками детей. Когда это делается руками детей, то можно сказать, что "это не мы, это дети", - сказал он. - Все думают, что раз связывали, значит были основания, значит, буйный. Но когда пациент буйный, его держат два мужика-санитара, а на фотографиях видно, что дети лежат спокойно в кровати. И где же тут буйность?".

Обстоятельства, при которых подростка отправили в больницу, по словам адвоката, вызывают много вопросов. Воспитанник детдома рассказал, что в декабре он под диктовку написал бумагу, в которой "просил" направить себя в психиатрический стационар в случае ухудшения поведения. Поскольку детский центр отказался от комментариев, проверить эту информацию не представляется возможным.

По словам адвоката, тогда у подростка были разногласия с руководителем детского дома, но они не были серьезнее тех ссор, которые бывают у детей с родителями, а с момента конфликта и до госпитализации прошло много времени.

"Ни в тот день, ни в предыдущий к нему не было никаких замечаний. Спонтанно его подняли в 12 часов ночи, спустили в медчасть, а дальше усадили в "скорую" и отвезли в 15-ю больницу", - сказал Венников, добавив, что другие воспитанники также рассказывали о том, как их отправляли в психиатрическую больницу.

"Молчание ягнят"

Учитывая, что подростку уже исполнилось 15 лет, он имел право самостоятельно дать информированное согласие на госпитализацию. Однако такой формы согласия, которую якобы подписал этот пациент, просто не существует, объясняет Евгений Корень.

"Такой формы нет, он дает согласие непосредственно в больнице, это не форма интерната. Если ему исполнилось 15 лет, с него требуется обязательно согласие, если это не случай, связанный с непосредственной угрозой для жизни - себя или окружающих. Более того, это должно быть согласие с разъяснением всех его прав. Оно подписывается в определенной форме".

По итогам проверки в центре "Радуга" пресс-служба Астахова выразила недовольство, в частности, отсутствием у этого учреждения медицинской лицензии на лечебную физкультуру. Однако данные проверки косвенно подтверждают, что детей из центра "Радуга" действительно часто направляли в психбольницу №15.

"После выписки из психиатрической больницы №15 не всех детей показывают врачу-психиатру с целью назначения поддерживающей терапии, которая рекомендуется при выписке. Кроме того, работа с трудными детьми ведется формально, совместные индивидуально-профилактические программы не составляются", - говорится в сообщении.

В пресс-службе отметили, что окончательные итоги проверки в детском доме и психиатрической больнице будут подведены 22 апреля, когда свои заключения дадут СКР и прокуратура.

Тем временем удивление у уполномоченного по правам ребенка вызвали не только фотографии со связанными детьми.

"В журнале реабилитации пациентов подросткового отделения имеется запись о коллективном просмотре х/ф "Молчание ягнят", с какой целью, зачем и почему этот фильм показывали детям - пациентам ПБ15 никто толком объяснить не смог. Ждем реакции прокуратуры", - написал Астахов в "Инстаграме".