Седьмого апреля газета «Известия» сообщила, что в период с 2010 по 2014 год Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) якобы осуществляло «значительные финансовые вливания» из госбюджета в независимые СМИ.

В частности, по версии издания, бюджетные деньги «активно осваивали» газета «Московский комсомолец» (17,9 млн рублей), радиостанция «Эхо Москвы» (15 млн рублей), телеканалы РБК-ТВ4 (5 млн рублей) и «Дождь» (30,6 млн рублей). По данным газеты, распределением финансовой поддержки СМИ занимался замглавы ведомства Владимир Григорьев.

Руководитель Роспечати Михаил Сеславинский отрицает эту информацию. По его словам, вопросами финансирования электронных и печатных СМИ занимаются соответствующие экспертные советы, в состав которых входят лидеры общественного мнения и представители ведущих отраслевых организаций СМИ.

Гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева сообщила на своей странице в Фейсбук, что в 2011-2013 годах телеканал получил девять грантов от Роспечати. Однако сумма, указанная в «Известиях», преувеличена. «Дождь» получил всего 15 млн рублей.

Главный редактор и издатель «Московского комсомольца» Павел Гусев рассказал «Новой», что Роспечать никогда не выделяла денег на издание газеты. «Несколько раз мы просили деньги на издание книг. К примеру, поэта Аронова. Это было пару лет назад, в порядке конкурса», — сказал он. Сумма, указанная в публикации «Известий», по словам Гусева, не соответствует действительности.

Финансовый директор «Московского комсомольца» Екатерина Черешкина уточнила: средства от Роспечати «чуть-чуть округлили». «Обратите внимание, что речь идет о сумме за пять лет, — подчеркнула она. — Это совсем не большие деньги для «Московского комсомольца». По словам Черешкиной, деньги выделялись под конкретные социальные проекты — например, цикл статей «Жизнь без наркотиков» или проект о жизни мигрантов в разных городах России. Екатерина Черешкина рассказала «Новой», что оплата происходила не по рекламным тарифам, установленным изданием — Роспечать оплачивала лишь часть прямых затрат (в которые входят зарплаты и типография). «Поэтому назвать это финансовой поддержкой очень сложно — скорее, таким образом Роспечать реализовывала свои социальные функции», — говорит она.

РБК-ТВ также получало средства Роспечати под конкретные проекты. «Полтора миллиона были выделены на серию фильмов про Паралимпийские игры, — поделился с «Новой» журналист Александр Любимов, занимавший в 2011-2014 годах пост гендиректора РБК-ТВ. — Еще три — на литературный проект. К нам пришел писатель Виктор Ерофеев и мы придумали делать программу «Книжный лес»: в каждом выпуске Ерофеев встречается с крупным российским бизнесменом в его библиотеке и обсуждает его литературные вкусы. Вот на эту программу нам и выделили средства в Роспечати».

В ведомстве уточнили, что поддержку Роспечати получают проекты, имеющие образовательное и просветительское значение, направленные на воспитание подрастающего поколения и патриотическое воспитания граждан РФ, проекты, направленные на противодействие незаконному обороту и употреблению наркотических средств и борьбу терроризмом и экстремизмом, на поддержку чтения и книги.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям принимает к рассмотрению все поступающие на получение господдержки заявки от СМИ, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ. Оснований для отказа в приеме заявок от них и финансирования предложенных социально значимых проектов нет.

По словам руководителя Роспечати Михаила Сеславинского, общая сумма совокупной грантовой поддержки упомянутых в публикации газеты «Известия» средств массовой информации за 2010-2014 гг. составляет 0,02% бюджета агентства.

Как выяснилось, Следственный комитет еще девятого февраля направил запрос руководителю Роспечати Михаилу Сеславинскому с просьбой предоставить информацию касательно господдержки ряда СМИ. Список изданий тогда был значительно шире.

Следователь по особо важным делам Главного следственного управления Алексей Фролов попросил предоставить информацию о том, осуществлялось ли ведомством какое-либо финансирование в период с 2010 года по настоящее время следующих СМИ: газеты «Московский комсомолец»; газеты «Новая газета»; телеканала «Дождь»; радиостанции «Эхо Москвы»; информационного агентства «РБК»; ежедневной аналитической газеты «РБК daily», интернет сайта «Слон.ру» (ООО Слон); журнала «Сноб» (ООО «Сноб Медиа»); интернет-сайта «Большой город».

Кроме того, текст запроса содержал информацию, не имеющую прямого отношения к финансированию СМИ. В частности, Фролов попросил предоставить в адрес СК «заверенные копии содержательных отчетов, платежных поручений, актов сдачи-приемки выполненных работ и экспертных заключений по Государственным контрактам № 69-14/15 от 29.07. 2014 («Организация и проведение Всероссийского конкурса буктрейлеров») и №118-14/15 от 21.10. 2014 («Организация и проведение серии мероприятий в рамках салона русской книги в Париже»)». Причина — возбуждение уголовного дела в отношении супруги исполнительного директора «Фонда борьбы с коррупцией» Владимира Ашуркова Александрины Маркво по фактам хищений бюджетных денежных средств.

Публикуем текст запроса СК, а также ответ заместителя главы Роспечати Владимира Григорьева.