Анастасия Савельева

 

 

Аналитическая группа PR-департамента компании «Яндекс» подготовила исследование развития интернета в России.

 

Аудитория интернета

Аудитория интернета в России составляет 72,3 миллиона человек. Хотя бы раз в месяц в сеть выходят 62% россиян старше 18 лет (по данным Фонда «Общественное мнение» на осень 2014 года, без учёта Крыма). 

Каждый день интернетом пользуются 60 миллионов человек.





Темпы роста аудитории интернета в 2014 году сохранились на уровне предыдущего года: число пользователей увеличилось на 9%.



Сильнее всего аудитория интернета выросла в сёлах, а из регионов — на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге и Приволжье.

Проникновение интернета в России

Уровень проникновения интернета — то есть доля интернет-пользователей среди населения страны — в России самый высокий в СНГ и БРИКС. Однако другие страны «Большой восьмёрки» и страны Балтии всё ещё опережают Россию по этому показателю.



Проникновение мобильного интернета 

В конце 2014 года 68% всех пользователей интернета в российских городах хотя бы раз в месяц выходили в сеть с помощью мобильныхустройств4. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 56%. Люди во всех регионах России стали пользоваться мобильными устройствами чаще.



Самая заметная доля мобильных пользователей среди всех посетителей интернета — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Вероятно, это связано с тем, что в этих регионах для многих людей смартфон или планшет — единственный способ выхода в сеть.


Смартфоны и планшеты

Во всех регионах больше людей стало выходить в сеть со смартфонов и планшетов.



В конце 2014 года интернетом с мобильного устройства хотя бы раз в месяц пользовался каждый второй городской житель (по данным TNS Web Index для городов с населением свыше 100 тысяч человек). Самая заметная доля мобильных пользователей интернета — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Там она достигает 60%.

Стоимость и скорость доступа в интернет

На Дальнем Востоке, как и год назад, самый дорогой интернет — причём как фиксированный, так и мобильный. Если рассматривать наиболее дешёвые тарифы, то фиксированный доступ здесь обходится в среднем в 600 рублей в месяц при скорости загрузки всего 4 Мбит/с.

 

Самый быстрый широкополосный доступ в интернет — в Москве и Санкт-Петербурге.

 

В столицах за 300 рублей абонентской платы можно рассчитывать на скорость в 15–20 Мбит/с. Ещё дешевле — в 260 рублей в месяц — обходится интернет в городах Крыма, но скорость за такую цену там на уровне 9 Мбит/с. Самый дешёвый мобильный интернет — в Приволжье.

Если сравнивать стоимость интернета с доходами населения, то доступнее всего выход в сеть москвичам. Самые высокие затраты на интернет в пересчёте на среднюю зарплату — в Северо-Кавказском федеральном округе (фиксированный доступ) и в Крыму (мобильный доступ).

Возраст пользователей интернета

Больше половины пользователей интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. Тем не менее доля пользователей старшей возрастной группы растёт год от года.



Детей и молодёжи больше всего среди пользователей интернета в небольших городах, а людей старшего возраста — среди жителей мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.

Интернет-торговля

Всё более привычной для россиян становится покупка товаров через интернет.



По данным TNS Web Index, доля интернет-покупателей среди совершеннолетних пользователей сети в России в декабре 2014 достигла 82%. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 77%.

Присутствие организаций в интернете

Присутствие в интернете становится обязательным и для бизнеса.



Среди организаций, внесённых в Справочник Яндекс.Карт, 59% указали, что у них есть свой сайт. Для сравнения, год назад таких организаций было 55%. Выше всего доля организаций с собственным сайтом в Санкт-Петербурге, Москве и Центральном федеральном округе.

Исследование провели сотрудники компании «Яндекс» с использованием данных сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости и Справочник Яндекс.Карт, а также сведений, предоставленные Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), исследовательской группой TNS и компанией GfK.