Доктор богословия Борис Пивоваров дал показания по делу оперы «Тангейзер». Он рассказал о методе наложения сакрального на неприличное, вызове времени «снизу», апокрифах в Ленинской библиотеке и полноте Иисуса Христа.

Слушание административного дела в отношении режиссера Тимофея Кулябина, поставившего в Новосибирском театре оперы и балета спектакль «Тангейзер», состоялось 5 марта в мировом суде Центрального района Новосибирска. Представители прокуратуры ходатайствовали о приобщении к материалам дела заключения протоиерея Бориса Пивоварова1 по использованию образа Христа в постановке, а также о вызове в суд автора заключения, которому можно было бы задать уточняющие вопросы.

Защита Кулябина возражала против приобщения заключения, поскольку, по мнению адвоката Валентина Демиденко, оно названо экспертным «незаконно» и не имеет отношения к делу. Несмотря на это, судья Екатерина Сорокина удовлетворила ходатайство представителей прокуратуры. Тайга.инфо приводит стенограмму допроса богослова. Вопросы Пивоварову задавали заме прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис, адвокат Кулябина Валентин Демиденко и судья Екатерина Сорокина.

Судья: Год рождения?

Пивоваров: 1950 год.

Судья: Место жительства?

Пивоваров: Новосибирск.

Судья: Место работы, должность1?

Пивоваров: Настоятель Церкви всех русских святых3 в Советском районе.

Судья: Я разъясняю вам ваш долг и обязанность рассказать всё, что вам известно о настоящем правонарушении, а также предупреждаю вас об ответственности по статье 17.9 КОаП за дачу заведомо ложных показаний.

Стасюлис: Борис Иванович, скажите, пожалуйста, из каких источников вы узнали об опере «Тангейзер», которая была показана в декабре 2014 года на сцене Новосибирского театра оперы и балета?

Пивоваров: Я узнал это от своих прихожан, [среди них] немало театралов, и, конечно вызвавшая такую реакцию постановка... У нас многие прихожане — любители оперного искусства. И естественно у верующих есть несколько вопросов: как это может быть? Поэтому я узнал. А все остальное в интернете.

Стасюлис: То есть к вам обращались граждане с вопросами, как относиться к этой постановке?

Судья: Я делаю замечание прокурору. В судебном заседании не нужно формулировать за свидетеля вопросы и давать ответы.
Пивоваров: Они не спрашивали, как к этому относиться, люди высказывали свое оскорбление. Я же, как священнослужитель, естественно отвечал, что если закон защищает религиозные чувства верующих и их святыни, то их позиция вполне понятна.

Прокурор: По какой причине вы решили подготовить заключение, кто вас об этом попросил?

Пивоваров: Это моя инициатива. Еще с 2012 года, когда начались резонансные дела, связанные с оскорблениями святынь, я уже тогда был знаком с материалами, и, будучи человеком с высшим богословским образованием и богословской степенью, я понимал, обойтись в этом деле, сказать, этим нравится-не нравится, нельзя. Я просто считал, что в любом судопроизводстве необходимо четко и ясно ответить на вопросы, которые могут суду потребоваться.

Стасюлис: Скажите, пожалуйста, почему вы решили, что в опере «Тангейзер» использован образ Иисуса Христа?

Пивоваров: Образ Иисуса Христа, хоть нерукотворный, он в сознание верующих людей, или в общественное сознание, вошел давно. Начиная с Куликовской битвы, все узнают эти образа. И доказывать, что черное — черное, а белое — белое, конечно, очень трудно, но, тем не менее,большинство людей все-таки отличают, слава богу, черное от черного, а белое от белого2. И доказывать, что там не образ Иисуса Христа, ну это все равно, что доказывать, что черное может быть белым1, а белое — черным, в зависимости от того, как мы понимаем правила игры. Это неприемлемо. Образ Христа и само изображение Христа — это самые великие святыни для христиан, независимо от национальности, места и времени, от положения церкви в обществе, поэтому вполне естественно, что верующие люди и я как священнослужитель особенно, должны защищать веру и святыни.

Стасюлис: Скажите, имеются ли внешние сходства актера, играющего образ Иисуса Христа, и почитаемого в православии и всеми христианами мира Иисуса Христа?

Пивоваров: Имеются. Он полноват, правда. Но это не вина его, такой нашли голос, а так — полноват. Но здесь играет, все-таки, и то, как его нарядили: у него и хитон, и всё... Поэтому нет, это не ассоциация, что это какой-то странствующий проповедник. Это совершенно однозначно образ Христа.1
Стасюлис: Прошу еще раз уточнить, какие черты сходства имелись у актера, как они проявлялись во внешности?

Пивоваров: Парик, волосы, хитон.

Стасюлис: Что такое хитон?

Пивоваров: Хитон — это верхняя одежда по-церковному, и вот он перепоясан так, весь его облик говорит, что это не Будда — это образ Христа.

Стасюлис: То есть грим напоминал?

Пивоваров: Всё, и грим в том числе. Единственно, как я говорил, он был полноват. В традиционных изображениях Христос был как аскет. А здесь фигура полноватая, и человек возрастом больше, чем Христос, но мы знаем, что есть такие оперы, где актриса может исполнять роль молодой героини, хотя ей уже 50–60 лет, но это голос определяет.

Стасюлис: Скажите, в Евангельской истории есть упоминание о том, что Иисус Христос от 12 до 30 лет находился в Венерином гроте? И как относится церковь к такой интерпретации?

Пивоваров: Период от 12 до 30 лет, когда Христос вышел на общественную проповедь,в священных книгах Ветхого завета1 не описывается. Есть апокрифы двух видов. Первые, где содержатся свидетельства об Иисусе Христе, о его детстве, в частности, Евангелие от Якова — есть такой апокриф. А есть апокрифы...

Стасюлис: Уточните, что такое апокриф еще раз?

Пивоваров: Апокриф — это одна из книг, которая носит название новозаветной книги, но не входит в канонический состав книг Нового завета. И вот в некоторых таких апокрифах в XX веке начали просто сочинять недостающее, вот в проспекте есть об Индии (имеется в виду статья в буклете, изданном оперным театром к спектаклю — прим. Тайги.инфо), якобы есть годы неизвестные, но кто-то где-то нашел или сочинил — вот это и есть, что на неизвестном идет паразитация1. Но это все равно не оправдывает оскорбления. Это не значит, что если мы не знаем период жизни какого-то человека, мы можем насочинять что угодно1, оскорбляя его родителей, детей и родственников.

Стасюлис: Сочетается ли образ Иисуса Христа с теми поступками и действиями, которые совершает актер на сцене постановки «Тангейзера»?

Пивоваров: Нет. Ни в коем случае. Это мягко выражаясь. Конечно же, это клевета и кощунство, оскорбление во всех смыслах и не только Христа самого. Многие говорят: Бога оскорбить нельзя. Нет, в книгах Ветхого завета есть немало мест, где оскорбляют Бога. В данном случае это, прежде всего, оскорбление религиозных чувств верующих и достоинства верующих граждан. С чем-то сравнивать вообще невозможно, это не просто вымысел, а вымысел дурного тона и, самое главное, оскорбительный.
Стасюлис: К каким выводам вы пришли, когда изучили постер, который был размещен на сцене?

Пивоваров: Это за пределами не только театрального, а вообще искусства1. 

Стасюлис: Что на нем изображено, что вы увидели? Вы же посмотрели полностью запись? От какого числа она? Месяц? 

Пивоваров: 20 декабря 2014 года. 

Стасюлис: Скажите, на этом постере что изображено, какой изображен художественный метод? для чего это сделано?

Пивоваров: Там используется метод наложения сакрального на неприличное, если не сказать на порнографическое. И вот этот метод наложения сакрального, священного на неприличного — это как раз то, что больше всего может встряхнуть человека. Это понятно, это сознательный прием, но это как раз и является нарушением духовно-нравственных законов общества, которое еще отличает белое от черного?

Стасюлис: Скажите, какую роль в постановке занимает крест? Каким образом он использовался и зачем?

Пивоваров: С самого начала спектакля мы видим на сцене два креста... Один слева...

Судья (прерывает): Я прошу прощения. Прокурор, в связи с чем указанный вопрос задаете? Вы не ссылаетесь на свое постановление...

Пивоваров: ... до конца второго отделения используется...

Судья: Еще раз прерываю. Вопрос судом снимается. Указанный объект не был указан в постановлении. 

Стасюлис: Уважаемый суд, я задаю этот вопрос, потому что использованный образ Иисуса Христа неотъемлем от креста с ним. Поэтому изображение креста относится...

Судья: Я еще раз уточняю, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении крест не фигурирует.

Стасюлис: Еще раз я хочу пояснить повторно, что образ распятого Иисуса Христа неотделим от креста.

Судья: Вопрос судом снят, задавайте следующий вопрос.
Стасюлис (вздохнув): Скажите, образ Иисуса Христа в этой постановке использовался на фоне... Какой создавался режиссером-постановщиком фон действия актеру, изображающему Иисуса Христа? Что на заднем плане было?

Пивоваров: Первые 45 минут примерно, все это было на фоне нимф. Нимфы раздетые, актрисы, изображающие нифм, недвусмысленные движения и позы этого [актера], который изображал Христа.Первые 45 минут — это то, что во всех стриптиз-клубах показывают. 

Стасюлис: Вопросов нет.

Судья (Тимофею Кулябину): У вас имеются вопросы, Тимофей Александрович?

Демиденко: Можно я начну?

Судья: Пожалуйста.

Демиденко: Борис Иванович, сколько времени длится спектакль?

Пивоваров: Он длится три часа двадцать минут, может быть, плюс—минус.

Демиденок: Сколько времени там [присутствует] образ Христа, который вас покоробил?

Пивоваров: Всё время. Примерно 40–45 минут в первом акте. 

Демиденко: Во втором, третьем?

Пивоваров: Ну, во втором и третьем, там, как и в первом, собственно, оперы Вагнера нет, идут совсем действия другие, музыка Вагнера, а оперы нет. Там уже образа нету, но там этот постер есть. А в конце третьего действия этот актер крест берет и в грот несет. Все логично, оскорбление от начала и до конца. Традиционно Христос на Голгофу крест нес на плече. [В спектакле] просто прибегают и убирают инвентарь и заодно крест хватают, как какой-то предмет. А он походит и подставляет плечо — опять образ Христа, несущего на Голгофу крест. А куда несет? В грот. Ассоциации самые неприличные.
Демиденко: Скажите, этот постер где появляется?

Пивоваров: По центру он поднимается, когда идет обсуждение разных фильмов, на немецком языке. Во время обсуждения показывают результаты этих трех соревнующихся режиссеров, и показывают этот постер. Он так медленно поднимается и от того, что он недолго [виден], суть-то не меняется. Оскорбление меньше не делается. Человека можно одним уколом убить и поджечь одной искоркой. 

Демиденко: Ну, примерно сколько [времени видно постер]?

Пивоваров: Я не засекал, где-то 20 с чем-то секунд.

Демиденко: Как далеко он по отношению к зрителям находится?

Пивоваров: Это в верхней части сцены, это очень хорошо видно всем. Крупным планом, на заднике всего этого... там же стол стоит и разыгрывается работа жюри, и вот он там поднимается.

Демиденко: Поясните, когда вы узнали от прихожан [об оскорблении их чувств]?

Пивоваров: Где-то в первых числах января, перед Рождеством.

Демиденко: Вы делали экспертное заключение, кто вам поручил его делать?

Пивоваров: Это моя инициатива.

Демиденко: К кому вы обращались за получением образцов?

Пивоваров: Мне диск дали наши прихожане. 

Демиденко: Что еще они вам дали?

Пивоваров: Остальное я уже сам достал, оно в интернете есть. Буклет мне достали.

Демиденко: А где видеозапись взяли, еще раз?

Пивоваров: Мне дали прихожане.

Демиденко: Можно имя и фамилию, кто дал?

Пивоваров: Это записать надо? Секрета нет, это что, следствие?

Судья: Судом указанный вопрос снимается.

Демиденко: Игра актера в образе Христа — это оскорбительно?

Пивоваров: Оскорбительно. Все первые 45 минут — там нет ничего ни от Христа, ни от Евангелия. Внешнее его изображение, мягко выражаясь, утехи среди полураздетых нимф с их постоянными телодвижения самого, так сказать, пошиба.
Демиденко: Скажите, внешний вид этого персонажа напоминает внешний вид жителей Иудеи того периода?

Пивоваров: Вы имеете в виду вопрос национальности?

Демиденко: Вы говорили о хитоне...

Пивоваров: Когда готовят актера, который изображает Христа, а об этом четко написано в проспекте, они стараются сделать его похожим. Они этого достигли, как могли, учитывая фактуру артиста. 

Демиденко: Я о другом, вот эта одежда...

Пивоваров: Да, одежда того времени. Картину Поленова «Христос в пустыне» посмотрите. 

Демиденко: Жители Иудеи того периода носили указанную одежду?

Пивоваров: Для каждого сословия был свой вид одежды. Он был учителем. Другие жители того времени, вы хотите сказать, может ли это ассоциироваться? Они все в какой одежде? Этот отличается, и они все равно жители одной страны. Я не понимаю ваш вопрос.

Демиденко: Хитон — это признак одежды Христа или признак одежды населения того периода?

Пивоваров: Населения того периода.

Демиденко: Апокрифы — они считаются неправильными?..

Пивоваров: Апокриф — это древние рукописи второго—четвертого века, где евангельская история излагается не в соответствии с каноническим Евангелием. А вот то, что сейчас используют в плане якобы апокрифы — это не те апокрифы, это умыслы современные. 

Демиденко: Ну, они публикуются?

Пивоваров: Опубликовали же в буклете?

Демиденко: А где-то еще? Имеются ли они в библиотеках?

Пивоваров: Если речь идет об исследованиях апокрифов, которые связаны с древними письменными источникам, археологи найдут какой-нибудь апокриф, и его естественно описывают, изучают, публикуют в научных изданиях. Но это не имеет ничего общего с тем, что опубликовано в буклете. Это не апокриф, а неоапокриф или выдумка, причем оскорбительная. Но идет, якобы, под видом [апокрифа]. Ведь апокрифы чем брали? Тем, что в каноническом Евангелии описана история Христа, а в апокрифах то, что не известно из Евангелия. Но если ученые, исследуя апокрифы, имеют под руками древние источники письменности, то здесь — фантазия, которая называет черное белым, а белое — черным. 

Демиденко: Скажите, вот постер, вы говорили, у вас была фотография...

Пивоваров: Ну так, в интернете как вирус размножился разлетелся. Это тоже, я считаю, целенаправленно. Суть в чем: когда человека оскорбили, доказывать, оскорбили или не оскорбили, а разлетелось...

Демиденко: Вы в экспертизе писали — образ Иисуса Христа принадлежит только христианству, церкви?
Пивоваров: Нет, он принадлежит всем людям, называющимся христианам, независимо от конфессии, это и католики, и лютеране, и православные — те, кто считают и верят, что Иисус Христос есть истинный бог.

Демиденко: При проведении этого экспертного заключения вы предупреждались кем-нибудь по статье о недопустимости дачи ложного заключения.

Пивоваров: Нет, я это сделал с ведома своего начальства, попросил присоединить эту экспертизу, но то, что это связано с административными правонарушениями, я узнал из прессы. Всё видим и читаем. Скандальность здесь имела большое значение. Здесь видите, как: когда начинаешь опровергать скандал или ложь, то невольно помогаешь ее тиражировать. Эта хитрость использована.

Демиденко: Борис Иванович, вам известно, режиссер рисовал этот постер?

Пивоваров: Не знаю, кто рисовал, художник или кто, я даже себе этого вопроса не ставил. 

Демиденко: Вы в своем рассказе пояснили, что были «раздетые нимфы». До какой степени раздетые?

Пивоваров: На нудистских пляжах еще более раздетые. Ну, они до пояса были раздеты в прямом смысле.

Демиденко: То есть топлесс?

Пивоваров: Да-да-да.

Демиденко: У меня нет вопросов.

Судья: У меня один вопрос имеется. А вы имеете лицензию на право проведения экспертной деятельности и дачу заключения?

Пивоваров: Наше российское законодательство совершенствуется. И вот оно совершенствуется и в этой области. И, конечно, же, чтобы была полноценная религиоведческая экспертиза, хоть в Москве, хоть у нас, еще необходимо издать несколько подзаконных актов, потому что вопросы находятся на грани между светским и церковным. Тем не менее, законодательство для всех нас одно.
Подобные дела, скандальные, мягко выражаясь, они приведут к тому, что и это тоже в законодательстве будет учтено. Ведь понимаете, время дает свои вызовы. Вот этот случай — вызов, на который отвечают люди, которым дороги традиции и святыни. Формально я не религиовед, у меня нет документа, что я имею право. Но я вас уверяю, уважаемый суд, такие прецеденты приведут к тому, что... И отставлять священнослужителя от права делать экспертизу — это примерно то же самое, что делать экспертизу больницы, не допуская туда медиков. 

Стасюлис: У вас имеется ученая степень, расскажите об этом. 

Пивоваров: Доктор богословия. Высшее богословское образование, включая семинарию и академию, я защищал две диссертации и имею степень доктора богословия — это высшая ученая степень. И сейчас диссертации хранятся в библиотеке, которая раньше Ленинской называлась. Слава Богу, на последних международных чтениях бывший министр образования Филиппов, сказал, что теологические степени будут признаваться. Это вопрос времени. 

Демиденко: А как давно вы стали доктором богословия?

Пивоваров: Степень кандидата богословия я получил в 1978 году, степень доктора — в 2014 году. Научной деятельностью занимаюсь 45 лет.

Демиденко: Ваше отношение в содеянному?

Пивоваров: Есть понятие презумпция оскорбляемости и презумпция неоскорбляемости. Прекрасно сказал Константин Курленя, ректор консерватории: если мы поставим вопрос таким образом, что, если вам не нравится, не ходите в театр, раз вас там оскорбляют, у нас будет общество сегрегации. Сюда нельзя входить верующим, сюда — атеистам, сюда — гастарбайтерам. До чего мы дойдем? Все-таки когда в частном учреждении закрытый или полузакрытый показ, естественно, это не вызовет такой интерес, но когда в бюджетном государственном учреждении показывают такие вещи в стране, где большинство людей верующие — это нонсенс. И сейчас как раз идет, перейдем мы эту грань и не перейдем.

Демиденко: Я про отношение ваше к спектаклю, к режиссеру?

Пивоваров: Прискорбное, но утешение составляет то, что сейчас происходит. Это вызов времени, причем не сверху, а снизу.

Демиденко: Положительное или негативное?

Пивоваров: Негативное. Сильно негативное.

Судья: Нет вопросов больше? Спасибо, что пришли, можете быть свободным.

Подготовила Маргарита Логинова