Крупные торговые сети пошли навстречу российским властям и покупателям и согласились заморозить цены на ряд стремительно дорожающих продуктов. По азбуке торговых отношений, искусственное ограничение цен всегда ведет к дефициту. Для проверки этой теории мы вооружились фотоаппаратом и отправились в очередной рейд по магазинам.

Предчувствие настоящего продуктового дефицита в магазинах Екатеринбурга внезапно стало очень острым. Нет, конечно, про грядущую пустоту на полках гастрономов за последние полгода не сказал только ленивый, но надежда, как известно, умирает последней. А тут в минувшие выходные полки крупного екатеринбургского магазина, выступающего своего рода символом продовольственного изобилия Свердловской области, встретили автора этого текста многозначительной пустотой. Явление эпизодическое, говорят эксперты, но даже временная нехватка элементарного продовольствия не может не беспокоить.
В «Ашане». Считаем нужным уточнить, что условия нашего эксперимента в этом случае были далеки от эталонных. В магазин мы пришли под вечер и целенаправленно искали пустые полки, в то время как другие отделы «Ашана» ломились от товаров. Но ситуация, тем не менее, показательна: раньше такую пустоту здесь можно было встретить разве что под конец субботы или перед Новым годом

С лета 2014 года среднемесячные объемы ввоза на Урал пищевых продуктов просели аж в 10 раз, рассказали Ekburg.TV в Уральском таможенном управлении. Запрещенную продукцию замещают другие страны. Например, вместо Польши начала импортировать яблоки Сербия. Возросли также поставки из Китая и стран постсоветского пространства. Чтобы покрыть потребности Среднего Урала в продуктах, региональные власти пытаются также наладить диалог со странами Латинской Америки и Северной Африкой. При этом, например, таможенная стоимость рыбы и мяса за это время увеличилась.
Сетевой ритейл и власти разных уровней говорят, что вопрос обеспечения населения продуктами не стоит — ситуация стабильна, дефицита не предвидится. Независимые специалисты также не ожидают в ближайшее время дефицита или исчезновения продовольствия из магазинов. Дело в том, что корма для молока и мяса заготовлены с осени, овощи находятся в хранилищах, сахар и крупы — на складах. Единственный нюанс — выстроить логистику.
В подтверждение слов гастрономистов витрины магазинов призывно ломятся от колбасы, сосисок и молочной продукции. Правда, цены на многие продукты сегодня не то что кусаются — кого-то и на клочки порвать могут. Но, наверно, лучше так, чем совсем без еды. А вот фрукты, замороженные овощи и рыба с прилавков начали исчезать. Как и корма для животных в интернет-магазинах.
«Ситуацию на рынке сложно прогнозировать, ведь на нехватку продуктов может повлиять большое количество факторов. Гастрономические санкции, ограничившие летом 2014 года импорт продовольствия в Россию из США и Европы, коснулись примерно 500 наименований. На сегодняшний день найдена замена практически по всем позициям. Мы сменили страны-производителей. К примеру, раньше лосось поставлялся из Норвегии, а теперь с Фарерских островов»,
— Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия»

В супермаркете «Кировский», где свердловская продукция занимает 60% товарных позиций, Ekburg.TV заявили, что пустых полок у них нет, и предложили самим в этом убедиться.
Противоположная ситуация в «Пятерочке» и «Карусели», которые входят в X5 Retail Group: здесь наблюдается нехватка замороженной рыбы, сыров, масла и охлажденного мяса.
Может, простое совпадение, но у X5 Retail Group, в отличие от «Кировского», доля местной продукции составляет только четверть всего ассортимента.

По данным Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, в магазинах местная продукция представлена в достаточном объеме: 100% от потребностей овощей и яйца, половина от потребностей молока, мяса, колбасных изделий. Параллельно идет поиск новых источников поступления продовольствия. В первую очередь это касается говядины, рыбы и морепродуктов.
Эксперт в отрасли сельского хозяйства Сергей Лацков, оценивая продовольственную безопасность области, предлагает обратить внимание на нормативы потребления РАМН и положение, согласно которому регион должен 80% норматива обеспечивать своими силами.
«У нас очень плохо с мясом крупного рогатого скота, получше со свининой и еще лучше с курятиной. Но до нужных показателей далеко, хотя это никого не волнует — привезем от соседей. По молоку мы себя обеспечиваем на 50%, масло и сыр завозим практически в полном объеме. Сахар не производим, рыбу тоже. По картофелю и яйцу все замечательно — профицит, овощи и бахчевые — дефицит в 62%»,
— Сергей Лацков

Уральский фермер Алексей Воложанин считает, что проблем с поставками быть не должно, а исчезновение продовольствия в конкретном магазине — это исключительно проблема ритейлера и поставщика.

«Если вдруг мы себя сами не сможем обеспечить, то начнем закупать сельхозкультуры в других регионах. Думаю, власти найдут выход. За полгода сети переориентировали работу — расширили сотрудничество с Белоруссией. Так у нас через эту страну начали появляться креветки из Норвегии. Работают с Аргентиной, Турцией»,
— Алексей Воложанин

Еще одна проблема — это рост цен. По данным Свердловскстата за прошлый год на Среднем Урале в два раза повысилась стоимость капусты, в 1,8 — гречки, в 1,5 — сахара. Кроме того, на 15-30% подорожала целая группа товаров (говядина, свинина, курица, колбаса, мясокопчености, рис, овощи, сухофрукты). На прошлой неделе свердловская прокуратура поймала на необоснованном повышении цен «Монетку», «Звездный», «Ашан», «Кировский», «Мегамарт», «Елисей», «Окей». А накануне появилась информация, что сетевой ритейл договорился на протяжении двух месяцев держать неизменными цены на социально значимые продукты.



В создании проекта соглашения участвовали компании из Ассоциации компаний розничной торговли. При этом в документе не указан список продуктов, цены на которые будут зафиксированы. Ритейлеры сами определят содержимость это корзины, пишет газета «Ведомости». Ранее о заморозке прайса сообщили сеть «Дикси» и Metro Cash&Carry.

По мнению Алексея Воложанина, подобные заявления — это декларация о намерениях, главная цель которой — успокоить людей.

«Не верю, что коммерческие предприятия пошли на то, чтобы лишить себя прибыли. Так что это всего лишь декларация, а по сути ничего не изменится. Сегодня еда дорожает по естественным причинам — разница курсов. И это касается не только импорта. Семена, закваска, сельскохозяйственная техника и запчасти от нее приобретаются фермерами за границей. Своего практически ничего не осталось»,
— Алексей Воложанин

В «Ашане» подтвердили, что многие поставщики повышают закупочные цены. Помимо переговоров с производителями, французская сеть отказывается от размещения рекламы, а также предлагает покупателям дешевые товары собственных торговых марок в экономичной упаковке.
«Повышение цен на социально значимые продукты уже произошло в декабре прошлого года. По данным статистики, рост в среднем составил 17%. Весь перечень — российского производства. Поэтому стоит ожидать повышения цен только в двух случаях: рост коммунальных тарифов с 1 июля и дальнейшая девальвация рубля, которая может вызвать некоторое повышение стоимости комплектации, технологий и кредитов для закупа сырья»,
— Сергей Лацков

«Государство на 20 лет забросило сельское хозяйство и развитие сельскохозяйственной науки. С момента распада Советского Союза мы вывели только одну породу кур. Тут глобальная проблема, нерешаемая одними запретами», — выводит г-н Воложанин.

В любом случае после начала действия продуктовых санкций уральские фермеры получили возможность выйти на новые рынки сбыта. По словам заместителя председателя правительства России Аркадия Дворковича, федеральные власти, вроде как, обдумывают механизм поддержки сельскохозяйственных ярмарок. Если аграриям не удастся добраться до покупателей через торговые сети, то можно попробовать реализовать свою продукцию «с машин».