Полномочия общественных наблюдательных комиссий станут шире

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

16.02.2015

Правозащитники смогут беспрепятственно инспектировать не только СИЗО и колонии, но также психиатрические лечебницы закрытого типа и конвойные помещения судов. Как выяснил "Ъ", эти нормы содержатся в законопроекте, расширяющем полномочия общественных наблюдательных комиссий, который в правительство передал Минюст. По мнению правозащитников, расширение функций ОНК позволит властям сэкономить на масштабных реформах госучреждений, привлекая к наблюдению за ними граждан.

О том, что Минюст разработал и передал на согласование в правительство законопроект, существенно расширяющий полномочия членов общественных наблюдательных комиссий за местами принудительного содержания (ОНК), говорится в ответе на запрос представителей Общероссийского гражданского форума (ОГФ). ОГФ — проект Комитета гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина, объединяющий различные некоммерческие организации (НКО) с целью выработки концепции реформ в сфере НКО, уголовно-правовой системы, выборов и т. д. В декабре 2014 года ответственный секретарь форума Евгений Гонтмахер направил в Минюст запрос, ведет ли ведомство работу над либерализацией законодательства в области НКО и общественных объединений.

"Минюстом внесен в правительство законопроект, предусматривающий включение в перечень мест принудительного содержания судебно-психиатрических экспертных и медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь",— говорится в ответе. Кроме того, законопроект предусматривает наделение членов ОНК правом инспектировать конвойные помещения судов.

Это "Ъ" подтвердили и в Министерстве юстиции: "Во исполнение перечня поручений президента по итогам заседания Совета по правам человека подготовлен законопроект, предусматривающий расширение полномочий членов ОНК". Речь идет о поручениях, данных правительству по итогам встречи в октябре 2014 года Владимира Путина с членами СПЧ, в числе которых была и либерализация законодательства в сфере гражданского контроля.

Напомним, ОНК появились в России в 2008 году, когда был принят закон "Об общественном контроле за местами принудительного содержания". Согласно действующему законодательству, члены комиссий имеют право беспрепятственно посещать СИЗО, КПЗ и колонии, составляя акты о нарушении прав человека на территории учреждений.

Если законопроект будет принят, правозащитники получат беспрепятственный доступ в такие учреждения, как, например, НИИ имени Сербского, куда часто направляют фигурантов уголовных дел на психическое освидетельствование, и в психиатрические учреждения закрытого типа. В одном из таких, например, долгое время содержался фигурант "болотного дела" Михаил Косенко.

Конвойные помещения судов также давно привлекали внимание членов ОНК, но доступа они к ним не имели. Как сказал "Ъ" адвокат правозащитной организации "Агора" Рамиль Ахметгалиев, на избиения в конвойных помещениях в разное время жаловались фигуранты "болотного дела", но проверить эту информацию было невозможно.

"ОНК — это один из самых эффективных инструментов гражданского контроля. Не всегда он может привести к наказанию конкретных виновных, но он заставляет чиновников пристальнее следить за порядком в подведомственных им учреждениях",— считает господин Ахметгалиев. По его мнению, в условиях кризиса, когда реформы ведомств проводить слишком дорого, ОНК могли бы помочь властям устранить системные проблемы.

Отметим, что это не первая законодательная инициатива, направленная на облегчение гражданского контроля за местами принудительного содержания. Как сообщал "Ъ" 21 октября 2014 года, в Госдуму был внесен законопроект, который позволяет посещать колонии и СИЗО, помимо ОНК, членам СПЧ и Общественной палаты. Кроме того, 13 февраля президент подписал закон, позволяющий членам ОНК посещать спецприемники для мигрантов.

Григорий Туманов