Коррупция — далеко не проблема номер один для населения, доказывал замминистра МВД на обсуждении инициативы Алексея Навального о незаконном обогащении

Анастасия Корня

Борьба с коррупцией чревата цветными революциями, считают в МВД. «Все цветные революции во всех странах начинались под лозунгом борьбы с коррупцией», — заявил замминистра внутренних дел Игорь Зубов на заседании экспертной рабочей группы в правительстве, где сегодня обсуждают инициативу Алексея Навального о введении ответственности за незаконное обогащение.

Администрация президента, МВД и Минюст выступают против. Коррупция — далеко не проблема номер один для населения, доказывает Зубов: по данным социологов, она занимает только 13-е место в списке из 25 позиций.

Эксперты также не поддерживают идею Навального. Судья КС в отставке Тамара Морщакова предупреждает: введение неопределенных составов чревато произволом в области уголовного преследования, «это мера против каждого из нас». Председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов убежден, что «введение такой статьи открывает нам путь в 37-й год». «Мы хотим новых политических репрессий?» — недоумевает Федотов.

«Это даже не 37-й год, а инквизиция какая-то», — поддержал бывший судья России в ЕСПЧ Анатолий Ковлер. Он убежден, что введение обязанности отчитываться за совершеннолетних детей — это «прямая дорога в европейский суд», поскольку очевидно чрезмерное вмешательство государства в частную жизнь.

Большинство выступающих склоняются к тому, что инициативу следует отклонить, но это не значит, что можно позволить себе и дальше не замечать проблему: действующее антикоррупционное законодательство не работает. Вице-президент Transparency International Елена Панфилова напоминает, что, по данным исследования Минэкономразвития, объем деловой коррупции в 2013 г. составил 1,93 трлн руб. В декларациях чиновников эти деньги должны были проявиться, но «мы их не увидели». Вместо введения уголовной ответственности за незаконное обогащение следует подумать об усилении ответственности за хищение государственных средств, такой законопроект уже давно внесен в Госдуму, напоминает президент национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов считает, что формулировки инициативы неприемлемы, но ее отклонение будет воспринято обществом как укрывательство коррупционеров. Нужно находить форматы работы с инициативами, которые позволят не ставить крест на них из-за неудачных формулировок, отметил министр. Он предлагает создать рабочую группу (с участием авторов), которая займется проработкой закона об уголовной ответственности чиновников за коррупционные деяния.

Голосование по инициативе было сорвано: по итогам трехчасового обсуждения обнаружилось отсутствие кворума (присутствуют 14 из 35 человек). Решение откладывается, заочного голосования регламент не предусматривает.


Сегодня в Белом доме под председательством Абызова проходит заседание, посвященное рассмотрению общественной инициативы об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников. Авторы инициативы — активисты Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), основанного Алексеем Навальным, — предлагают распространить юрисдикцию России на ст. 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести в Уголовный кодекс (УК) новый состав преступления — «незаконное обогащение», карающий чиновников, которые не в состоянии доказать легальное происхождение своих активов. Предложение поддержали 100 000 россиян.

Самого Навального на заседание правительства не пустили. «Не пускают на заседание правительства по законопроекту», — написала в Twitter юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. «Говорят, что “только автор инициативы”. Смешно, ведь формальный автор именно я», — написал в соцсети сам Навальный.