Это обострение конфликта прогнозировалось уже давно, потому что оно связано с различной трактовкой Минских договорённостей. Как сейчас удалось выяснить на основании заявлений МИД РФ, как дополнение к этим договорённостям существовало некое непубличное соглашение, которое подразумевало сдачу донецкого аэропорта и передачу его ДНР.

В свою очередь ополченцы должны были пойти на выпрямление границы, которая сегодня очень ломанная, так как различные куски территорий заходят друг на друга. Предполагался обмен – Новоазовск и районы, прилегающие к Мариуполю, перейдут под контроль Украины, а аэропорт – под контроль ДНР. Но этого не случилось, потому что на аэропорт начались атаки, его штурмовали практически каждый день ещё осенью.

В итоге Минские соглашения нарушались фактически с момента их подписания, пока в последние дни это не достигло некоего апогея, вызванного тем, что, по информации украинской стороны, через границу из России зашло очень много войск и техники. Активизировался штурм, и в условиях, когда аэропорт уже мог пасть, украинское командование дало приказ отвечать на провокации по полной программе. Таким образом, произошло эскалация насилия. Сейчас сложно сказать, на чьей стороне успех, потому что рушатся города, гибнут мирные жители, вернулись совершенно полноценные боевые действия с применением всех типов техники, Украина задействовала авиацию, чего не происходило с момента подписания Минских соглашений. Кроме того, можно констатировать полный провал самих этих договорённостей, потому что произошедшая на данный момент передислокация нарушила принципы, на которых они строились, то есть 30 километров демилитаризованной зоны. Идёт полноценная война.

Ситуация на самом деле хуже, чем летом. Потому что тогда была большая экспансия со стороны России, которую удалось остановить достаточно малыми силами. А нынешнюю экспансию остановить малыми силами тяжело. Кроме этого, мы видим разные масштабы разрушений и жертв. Летом они были меньше, благодаря тому, что театр боевых действия был вынесен за пределы крупных населённых пунктов. А сейчас всё разворачивается вокруг Донецка, постоянным атакам подвергается Мариуполь, дальние районы города обстреливаются каждый день и почти что круглосуточно. Вчера было прямое попадание «Градом» по блокпосту в районе Восточной, хотя, слава Богу, никто не пострадал. Кроме того, артиллерия ДНР сравнивает с землёй сёла, находящиеся в так называемой «серой зоне» — брошенной территории, где нет контроля ни Украины, ни ДНР.

Без международной модерации дипломатическое решение сейчас невозможно. Потому что Россия постоянно усугубляет своё положение, так как Путин снова и снова оказывается перед выбором: воевать или убираться из Украины.

Это – плохая ситуация. Считать, что нынешняя эскалация направлена на укрепление сторонами переговорных позиций перед встречей в Астане, несколько наивно. Это рационально, но по причине малой адекватности российского руководства, скорее всего, не соответствует действительности. Так что международное давление необходимо, и оно, скорее всего, будет, но вряд ли окажется эффективным.

При этом формальные переговоры продолжают проходить. Существует группа Генштаба, есть видео встреч Захарченко с нашими генералами при посредничестве ОБСЕ, которые продолжаются, несмотря на боевые действия, каждый день. Есть переговорные группы по линии Ложкина и Иванова, связанные с Администрацией президента, которые тоже продолжают работать. Но всё это все упирается в позицию России.
Константин Батозский, помощник губернатора Донецкой области
ЕЖ