Виталий Портников
Самое трудное в комментировании официальной информации – это искренняя вера читателя, что человек, скопивший миллиардное состояние или занимающий высокую должность, не может быть идиотом. Читатель или зритель еще может поверить, что какой-нибудь миллиардер или президент может быть негодяем, но идиотом – никогда!

В условиях конкурентной политики или бизнеса это отношение к руководителям и предпринимателям вполне оправданно. Идиоту не просто пролезть через игольное ушко дебатов во время предвыборной кампании. Состояние не так легко сколотить, если ты не понимаешь фундаментальных законов экономики. Но когда деньги зарабатываются путем постановки утюга на живот конкурента или должность приобретается благодаря собачьей преданности – это совсем другая ситуация. Для того чтобы поставить утюг на живот, совсем не обязательно читать Аристотеля и заканчивать Университет управления – достаточно просто знать, где находится розетка. Для того, чтобы проявить собачью преданность хозяину, не нужно участвовать в дебатах и иметь представления о политики – достаточно просто не иметь никаких принципов. Вот, собственно, и все.


Я занимаюсь российской политикой многие годы. Я помню всех, кто сегодня принимает решения в Кремле и рядом с ним, молодыми людьми без особых претензий. Я точно знаю, что в демонстрации сцены общения генерального прокурора России Юрия Скуратова с дамами полусвета – а именно этим завоевал ельцинское сердце Владимир Путин – не было никакого расчета, а только естественное для офицера КГБ желание услужить. Причем не Ельцину даже – Березовскому. Я прекрасно понимаю, что российские олигархи – никакие не бизнесмены. Это либо бывшие бандиты, либо чиновники, воспользовавшиеся близостью к "кормушке" в нужный момент – вместо того, чтобы провести реформы, в которых они, впрочем, ничего не понимали. В современной России пока что не принято ни одно компетентное политическое решение и не заработан ни один рубль – если, конечно, не считать заработком воровство и распил. Именно поэтому таким государством может руководить любой проходимец. Что и происходит. Что и происходило у нас – до Майдана. Потому что если до начала протестов у кого-то еще могли быть подозрения в наличии умственных способностей у Виктора Януковича, то теперь, я надеюсь, и они отпали?



Украинские "олигархи" ничем не отличаются от российских – ни с точки зрения честности, ни с точки зрения компетентности. Просто в новых условиях нашим бизнесменам приходится выживать – и у некоторых из них, как видим, интересы совпали с государственными. Как видим в Днепропетровске. А у некоторых – не совпали. Как видим в Донецке и Луганске. Совпадение интересов – тест на способность развиваться. И для "олигархов", и для политического класса тоже. В революционную эпоху идиоты страной не руководят – мешает косность и зацикленность на собственном заработке. Зато руководят проходимцы – и никакие радостные возгласы по поводу "новых людей" не отменяют этого простого факта. В нашей новой власти – и в парламенте, и в правительстве благодаря Майдану идиотов стало намного меньше, а проходимцев намного больше. Но это этап, который нельзя не пройти. Этап, от которого есть лекарство – честные выборы, конкуренция, экономические реформы, взросление общества. И с каждым нашим новым шагом проходимцев будет становиться все меньше, а профессионалов все больше. А от идиотов, между прочим, нет никакого другого лекарства, кроме восстания.