Антикризисный план российского правительства может обойтись в 2 трлн рублей, но при этом совершенно не спасти ситуацию

Сегодня на совещании с членами правительства президент Владимир Путин будет обсуждать антикризисный план, стоимость которого с учетом выпадающих доходов из-за предлагаемых налоговых послаблений — около 2 трлн рублей, пишут «Ведомости». План обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в понедельник. Минэкономразвития его уже доработало. На существенных изменениях настаивает Минфин — по мнению министерства, план Минэкономразвития цели не достигнет. У Минфина — концептуальные замечания: не обновлен макроэкономический прогноз, нет анализа проблем и рисков, не определены приоритеты и главные направления поддержки, не оценен ее эффект.

 

Список большой, разумные предложения есть, говорит один из чиновников, знакомых с ходом обсуждения, но это не план. «Если Минэкономразвития предлагает какие-то стимулирующие меры, оно должно объяснить, как компенсировать выпадающие доходы, — указывает чиновник, знакомый с ходом обсуждения документа. — Такие меры в плане тоже предложены, но их немного».

 

Кроме того, как указывает Минфин, в плане не учтены последствия для консолидированного бюджета, нет предложений по оптимизации расходов и увеличению доходной базы, а реализация плана рискует существенно ухудшить бюджетную ситуацию.

 

По словам замминистра экономического развития Николая Подгузова, с точки зрения бюджетной политики Минфин видит целью бездефицитный бюджет в среднесрочной перспективе при цене нефти 70 долларов за баррель, а для этого нужны серьезные решения по приоритизации расходов, по пенсионной реформе, по изменению структуры расходов.

 

Претензии Минфина универсальны и не слишком конструктивны, вздыхает другой чиновник, участвующий в обсуждении: «Денег нет!»

 

Бюджетные потери в размере 2 трлн рублей означают, что придется потратить половину резервного фонда (по состоянию на 1 декабря в нем было 4,4 трлн рублей), подсчитал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это можно делать, только если точно знаешь, что нефть вернется к ценам в 100 долларов».

 

Но снижение цен на нефть носит структурный характер, подчеркивается в замечаниях Минфина: даже в случае если реализуется оптимистичный сценарий и котировки в среднесрочной перспективе вернутся к 70 долларам за баррель, структурный дефицит бюджета все равно превысит 3% ВВП. И у частного, и у государственного сектора сокращаются доступные ресурсы — в такой ситуации нужна макроэкономическая стабильность, призывает Минфин. Его рецепт — придерживаться консервативной бюджетной политики и создать условия для снижения ключевой ставки, «ограничив «инфляционное давление»: например, отвязать индексацию любых расходов от уровня фактической инфляции, ограничить рост регулируемых тарифов и «разработать и реализовать комплекс мер по повышению конкуренции».

 

В 2008-2009 годах правительство поддерживало экономику по всему фронту: и рынок труда, и регионы, и промышленность, и банки. Тогда тоже не было концепции — просто консервировалось состояние экономики, напоминает Гурвич, сейчас концепция, как жить в новых условиях, как адаптироваться к шокам, нужна.

 

Даже если Минэкономразвития представит план структурных изменений, сложно предполагать, что его будет ждать успех, пессимистична гендиректор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: речь пойдет о снижении административной и налоговой нагрузки, что встретит сопротивление — по факту надзорные и силовые органы продолжат наращивать активность.

 

«Позиция Минэкономразвития важна, но выход из кризиса — это в любом случае консолидированная ответственность правительства», — подчеркивает Наталия Орлова из Центра макроэкономических исследований Альфа-банка. Если будут предложены конкретные решения, это впечатлит, но, если это опять будут меры по распределению государственных ресурсов, такая программа настроение рынка не изменит, предупреждает она. Призыв к структурным реформам вполне возможен, оптимистична Орлова, главный вопрос — хотим ли мы использовать лекарство и не зацикливаться на конъюнктурных проблемах вроде дешевой нефти.