Лайнер авиакомпании Air Asia утром 28 декабря пропал в районе острова Калимантан

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Исчезновение в небе над проливом Каримата самолета авиакомпании Air Asia к вечеру 28 декабря было официально признано крушением. Об этом заявил глава поисково-спасательного центра Индонезии, вице-президент страны Юсуф Калла. Однако ни единого фрагмента лайнера пока так и не найдено. Поисковую операцию пока приостановили в связи с наступлением темноты. Самолет ищут спасатели с моря и воздуха. В уходящем году это уже третья крупная авиакатастрофа, случившаяся с самолетами малазийских перевозчиков.

Самолет «Эрбас А320-200» малазийской бюджетной авиакомпании Air Asia выполнял рейс QZ8501 между городами Сурубая (Индонезия) и Сингапуром. Лайнер вылетел из Сурубаи в 05:20 утра (01:20 мск). Связь с самолетом была потеряна в 06:17 (02:17), когда борт предположительно находился над проливом Каримата, который соединяет Южно-Китайское и Яванское море и разделает острова Калимантан (Борнео) и Белитунг.
Карта Flightradar24.com

Незадолго до исчезновения связи пилоты запросили изменение курса для обхода плотной облачности. Им было дано разрешение изменить высоту. После этого о судьбе самолета ничего пока не известно. «С того момента, как самолет пропал с радаров прошло уже более 6 часов, и он точно не может находиться в воздухе». – сказал прессе представитель министерства транспорта Индонезии. По данным транспортного ведомства, перед полетом самолет прошел полную проверку, и никаких технических неисправностей зафиксировано не было. После потери связи запаса топлива в лайнере должно было хватить примерно на четыре часа полета.

Рейс QZ8501 выполнялся самолетом Airbus A320-216 с регистрационным номером PK-AXC. По данным Aviation Safety Network первый полет этот лайнер выполнил 25 сентября 2008 года. На день исчезновения борт налетал 23000 часов. Как заявила компания-перевозчик, никаких ЧП с самолетом не происходило, а 16 ноября была пройдена техническая инспекция. Также лайнер прошел полную предполетную подготовку, в ходе которой неисправностей выявлено не было.

Согласно заявлению компании Air Asia, на борту "Эрбас А320-200" находились 162 человека: 155 пассажиров (в том числе 17 детей), два пилота, бортинженер и четыре бортпроводника. Между тем, как сообщает электронная версия газеты "Стрейтс таймс", появившиеся списки пассажиров пропавшего самолета свидетельствуют, что 23 человека не зарегистрировались на этот рейс.

Индонезия официально возглавила поисково-спасательную операцию по поиску пропавшего самолета. В район его предполагаемого крушения у побережья острова Борнео были направлены самолет морской разведки "Боинг-737-200" национальных ВВС и семь кораблей. Поисковым службам пока не удалось зафиксировать сигнал радиомаяка, который включается в случае крушения. Сингапур и Малайзия предложили индонезийской стороне помощь в проведении операции. "Два военно-транспортных самолета С-130 "Геркулес" готовы в любой момент отправиться для участия в спасательных работах. Кроме того, они готовы оказать любое содействие в операции", - сообщила корр. ТАСС представитель по связям с общественностью Управления гражданской авиации Сингапура Сатвиндер Кау. Всего пять стран готовы предоставить Индонезии помощь в спасательной операции, но пока страна обходится своими силами. Об этом заявил исполняющий обязанности начальника управления воздушного транспорта индонезийского министерства транспорта Джоко Муржамоджо. "Пять стран официально предложили свое содействие в поисках пропавшего самолета авиакомпании Air Asia. Однако пока мы используем для поисков лишь свои собственные возможности", - заявил Муржамоджо. По словам чиновника, в числе стран, предложивших Индонезии помощь в поисково-спасательной операции - Сингапур, Австралия, Великобритания, Южная Корея и США. Информация об обнаружении обломков, которая появилась днем в воскресенье оказалось ложной. На темное время суток поисковые работы приостановлены, однако как сообщает министерство транспорта Индонезии, большие корабли останутся в районе предполагаемой катастрофы со включенными прожекторами.
Фото Reuters

Глава Air Asia Тони Фернандес – человек довольно известный в частности в мире автоспорта. До недавнего времени ему принадлежала команда Caterham F1, которой за все время своего существавния не удалось добиться никаких успехов. Фернандеса можно было постоянно видеть на капитанском мостике команды, а болиды Caterham несли на своих бортах логотипы Air Asia. В этом году Фернандес команду свою со скандалом продал, разочаровавшись в процессе участи в Королевских автогонках, и тут под конец года судьба нанесла ему новый удар. В своем «Твиттере» он написал: «Я очень тронут поддержкой, особенно со стороны коллег из других авиакомпаний. Это — мой худший кошмар, который не прекращается». Как пишут обозреватели, Air Asia имеет репутацию безопасного и аккуратного перевозчика в регионе.

В связи с пропажей рейса рейс QZ8501 естественно вспоминают историю малазийского «Боинга» который исчез между Малайзией и Вьетнамом и который до сих пор не нашли. Причем не найдено вообще ничего, будто самолет просто испарился. Эксперты CNN склоняются к мнению, что поиски «Эрбаса» могут быть более успешными из-за более плотного покрытия радарами зоны полета рейса QZ8501.

С использованием материалов ТАСС и CNN