СМИ столкнулись с резким ростом расходов — увеличились затраты на производство и распространение медиапродукта. В то же время доходы, в первую очередь от рекламы, снижаются. Участники рынка сокращают персонал и закрывают часть проектов.

"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. А также — насколько успешны их действия с точки зрения потребителя. Сейчас — о медиаотрасли.
Сотрудники медиакомпаний одними из первых попали под кризисный каток. Персонал сокращают и в "Комсомольской правде", и в LifeNews, и в "Ленте.ру". Скорее всего, штат урежут большинство изданий. Тратить миллионы на новогодние корпоративы во многих СМИ тоже не стали: некоторые отменили праздник вовсе, другие — решили отметить его скромно, по-тихому.

Прессе досталось еще до рублевых плясок. Запрет на продажу сигарет в киосках привел к массовому закрытию ларьков. Из-за этого продажи газет и журналов снизились. К тому же, в этом году Минкомсвязи лишило "Почту России" субсидий на доставку. Расходы переложили на потребителей. Количество подписчиков в среднем по стране снизилось на 20%, а в некоторых регионах — сократилось более чем вполовину. Рост курса доллара сделал очень дорогим и производство печатной продукции, отметил главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев.

"Россия не производит мелованную бумагу для глянцевых журналов, практически вся она закупается за рубежом. Правда, при этом имеются таможенные льготы, но, в связи с ростом евро и доллара, это, конечно, будет сказываться на глянцевых журналах. Естественно, выросла полиграфия, выросла в целом и офсетная бумага, плюс металлические платы, на которых печатается пресса, краска — лучше использовать ее зарубежные аналоги", — пояснил в эфире "Коммерсантъ FM" Гусев.

Цены на глянцевые журналы и газеты в ближайшее время, скорее всего, вырастут. В этой ситуации медиакомпании будут уменьшать тиражи, толщину изданий и даже количество выходов. В альманах, который станет выходить шесть раз в год, превратился ежемесячный "Сноб". На такой шаг издателям позволила пойти популярность электронной версии журнала.

Из-за проблем в экономике сократятся рекламные доходы СМИ. В следующем году этот рынок, по прогнозам, упадет минимум на 15%. В холдинге "ЮТВ" расходы будут оптимизировать за счет пересмотра контента. Телекомпании тратят на это десятки, а в некоторых случаях и сотни миллионов долларов. Сейчас конкурентное преимущество получат российские контент-провайдеры, заявил гендиректор холдинга Андрей Димитров.

"Лично для нас очевидный путь — это снижение издержек на производство и на закупки, особенно на закупки западного контента, потому что это самая больная для нас на сегодня статья. Безусловно, мы будем производить меньше новых проектов и больше будем производить те проекты, которые себя зарекомендовали, по которым мы гарантированно получим результат с точки зрения рейтингов. В принципе, в последние годы и так все больше и больше российского контента становится популярным, а сейчас это еще и становится выгодным", — отметил Димитров.

В компании Russia Today ситуацию назвали "катастрофической". Реальный бюджет организации из-за разницы курсов сокращается с каждым днем. До 80% трат осуществляется в валюте. При этом финансирование компания получает в рублях. Главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян не исключила, что вещание в некоторых регионах придется закрыть, как это уже было во время кризиса 2008 года.

"Для нас очевидно, что часть проектов, которые мы запланировали на следующий год, если все останется как есть, не может быть выполнена. Мы считаем, что для нас самое разумное в этой ситуации — приостановить по возможности все проекты, где речь идет о развитии, а не о поддержании существующего и дождаться какой-то ясности", — подчеркнула Симоньян.

Компании, продающие музыкальный контент, дыхание кризиса пока не почувствовали. Но уже после праздников, когда россияне начнут приспосабливаться к новой реальности, те же электронные каталоги потеряют значительную часть пользователей. Так считает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов.

"Даже такие удобные сервисы, как ITunes и Google Play Music, которые позволяют вам осуществлять покупки в одно-два касания, за такие деньги, которые до кризиса по меркам больших городов с населением больше 1 млн человек являлись, в общем, дешевыми, то, в этой ситуации либо подобные функции будут на телефонах отключены, либо ими перестанут пользоваться по вполне очевидным причинам", — прокомментировал Коннов.

Кстати, примерно 10% оборота Universal Music Russia в этом году приходилось на продажу виниловых пластинок. Продукция почти на 100% импортная, так что с 1 января цены на этот премиальный товар скорректируют в соответствии с курсом евро.

Альбина Хазеева