Владимир Путин в ходе встречи с судьями Конституционного суда допустил возможность внесения очередных изменений в российскую Конституцию. «Наша Конституция надежно защищена от необоснованных вторжений, продиктованных сиюминутной политической конъюнктурой. Вместе с тем конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным. Иногда сама жизнь требует внести в Основной закон какие-то коррективы» — сказал президент. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова считает, что беспокоиться из-за таких заявлений уже поздно, но при этом надеется, что основы конституционного строя останутся неприкосновенными

— Теперь из-за таких заявлений тревожиться я смысла не вижу. Тревожиться нужно было раньше. Это вполне привычные тезисы. Путин такие тезисы не только озвучивал, но и на практике реализовывал уже не раз.

Конечно же, в Конституцию могут вноситься и рабочие изменения. Если мы посмотрим на изменение состава федерации, то увидим, сколько в Конституцию принято поправок именно из-за того, что образуются новые субъекты. Такие изменения естественны. Во многих странах вообще конституции очень подвижны, в отличие от российской Конституции, которая считается жесткой. Например, в австрийской конституции колоссальные изменения вносятся по несколько раз в году. Например, вписывают всю школьную реформу в конституцию, или избирательный кодекс оказывается внутри основного закона. Так складываются исторические обстоятельства. Главное — нельзя отступать от того, что является системообразующими нормами. Системообразующие нормы — это правовое государство, сменяемость власти, принцип разделения властей, независимость ветвей власти друг от друга, в особенности судебной власти от всех других. Изменение этих принципов были бы отказом от действующей Конституции. Это нельзя забывать, нельзя упускать из виду, потому что у нас многие теоретики даже в погоне за неким «совершенством текста» предлагали «совершенствовать» Конституцию.
Лично я не хотела бы этого процесса, я не считаю, что этот процесс будет со знаком «плюс», если он будет проходить в нынешних условиях.

Единственное, что нас защищает, — запрет на внесение изменений в первые две главы Конституции.
Глава первая — это «Основы конституционного строя». Глава вторая — «Права и свободы человека и гражданина».

Для того, чтобы вносить изменения в эти две главы, должен быть созван новый конституционный орган — Конституционное совещание, которое, собравшись, должно приступить к разработке новой Конституции.

Возвращаясь же к словам Путина, отмечу: подобное многократно повторялось и главой Конституционного суда, и многими другими людьми. Надежда лишь на то, что действующая российская Конституция — как жесткая Конституция — сама себя защитит.