Светлана Рейтер
Директора коррекционных школ Москвы провели в понедельник жаркую двухчасовую дискуссию с руководством департамента образования, убеждая прекратить массовую ликвидацию таких учреждений. Выяснилось, что департамент и сам недоволен своей работой, «поскольку происходят разборки учителей и директоров, что приводит к страданиям детей». Но к согласию стороны не пришли, и директора отказались встречаться с руководителем департамента Исааком Калиной

В понедельник, 10 ноября, состоялось заседание рабочей группы Совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере. Тема заседания – объединение коррекционных городских школ с общеобразовательными. Среди участников были член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам» Елена Ольшанская, руководитель центра социальных рейтингов РИА Новости Ирина Ясина, директора и педагоги коррекционных школ, а также представители департамента образования города Москвы.

Тема слияния школ для детей с особенностями умственного и физического развития с учениками обычных школ стала актуальна в 2011 году: в тот год по решению социального блока правительства Москвы была открыта экспериментальная электронная запись в городские школы. Как объясняла СМИ Ольга Голодец, на тот момент заместитель мэра Сергея Собянина по социальным вопросам, набор должен был выявить популярность городских школ. В результате около 80 столичных школ не смогли набрать даже один первый класс на 2012/2013 учебный год. 3 апреля 2011 года глава столичного департамента образования Исаак Калина, выступая на заседании правительства, заявил, что из-за недобора первоклассников готовы объединиться 25 московских школ. Среди них были учебные заведения для детей с особенностями психического и физического развития, которые объединяли с более «сильными» школами.

За три года темпы слияния росли в геометрической прогрессии: так, на данный момент в Москве из 1500 школ образовалось 795 образовательных объединений, которые критики текущих изменений в образовании называют «колхозами», а сторонники – «холдингами».

«Из девяти коррекционных школ в Москве осталась всего лишь одна», – рассказывал на заседании рабочей группы Валерий Платонов, директор единственной уцелевшей школы, ГБОУ СОШ№1. По его словам, ситуация скоро изменится, и не в лучшую сторону. «На днях нам объявили, что нашу школу объединят с кадетским корпусом, и уже даже свозили наших учеников на экскурсию. Наш контингент – дети с девиантным поведением. После объединения они попадут на улицу, на вокзалы, заниматься ими будет только милиция», – сетовал педагог.

«В нашем центре сократили должность воспитателя, – подхватила директор центра «Детская личность» Елена Кинджаева. – Учителей не хватает, на группу из 12 детей – всего один взрослый. Вы меня простите, но наших детей, а все они с ограниченными возможностями, в туалет пописать отвести некому».

Немногим лучше обстоят дела в корркционной школе №171: за год в школе сменились пять директоров, на 240 человек всего четыре дефектолога-логопеда против положенных пятидесяти, зато учеников больше, чем положено – год назад к школе присоединили два детских дома, школы в которых закрыли.

«Я записала адрес каждой школы, я все отслежу», – выслушав педагогов, начала свое выступление замруководителя департамента города Москвы Татьяна Васильева. Поблагодарив собравшихся за смелость и оговорившись, что не видит необходимости отвечать на каждый вопрос, Васильева сказала, что все проблемы коррекционных школ кроятся в одном – в изменении порядка финансирования. Если раньше финансировалось только штатное расписание, то теперь, с введением федерального закона №83, «оплачиваются государственные услуги и государственные работы». Как следствие, каждая коррекционная школа или детский сад должна «грамотно обсчитать условия для детей с ограниченными возможностями».