В связи с гибелью исполнительного директора компании Total при вылете из «Внуково» под стражу взято уже пять человек. Кроме водителя снегоуборочной машины, в кутузку доставлены ведущий инженер аэродромной службы Леденев, руководитель полётов Дунаев, диспетчер Круглов и стажёрка диспетчерской службы Кривсун.

Казалось бы: ну вот, дошла ситуация с безопасностью полётов до цугундера с мировой оглаской, теперь служивые зубами землю роют. Обидно, конечно, что раньше не озаботились, но лучше поздно, чем никогда...

Но почему-то не радуют меня эти маркинские рапорты о повальных облавах.
Потому что за версту разит от них унылой советской кампанейщиной.
Принято решение раскрыть подпольный сговор стрелочников-вредителей — есть, очевидно, заранее согласованная на внутреннем совещании число подлежащих изобличению злодеев, и кто-то по штатному расписанию «Внукова» шарит с карандашом, галочки ставит, план выполняет.

Меж тем, версий о возможных причинах катастрофы озвучено уже несколько, и они разные.
Например, что была плохая видимость в момент столкновения.
Это может быть связано, например, с неудачными инженерными решениями по освещению ВПП.
Или, может быть, наоборот, мониторы в диспетчерском помещении криво настроены, и снегоуборочная машина не была на них видна. Либо её перемещения отображались с задержкой.
Ещё говорят, что из четырёх оборудованных диспетчерских мест во «Внуково» недавно сократили три. И многие обязанности, которые прежде выполнял диспетчер руления, сегодня перевесили на диспетчера старта.
А может, пилот в темноте принял вбок, и зацепил машину, мимо которой он мог бы проехать, не зацепив, если б двигался по центру ВПП.
А может, наоборот, водитель той машины втопил не по-детски, и уже никакая третья сила не могла предотвратить столкновение...
А может, это был просто несчастный случай? или следствие некоего системного бардака, суть и масштабы которого станут ясны после тщательного расследования всех процедур, которые используются во «Внуково-3» (а то и во многих других аэропортах) для предупреждения таких инцидентов.

Все эти версии проверяемы — опросом свидетелей трагедии и специалистов отрасли, проведением замеров, изучением доказательств, расшифровкой всех переговоров, углублённой экспертизой всех обстоятельств катастрофы, порядков и служб аэропорта... Это долгий, кропотливый и очень важный труд, потому что если его качественно выполнить, можно предотвратить подобные трагедии в будущем.

Но только при чём тут аресты разнообразных должностных лиц и стрелочников?
Чем может помочь экспертизе заключение под стражу диспетчера и стажёрки, дежуривших в ночь трагедии?!
Есть какая-то уверенность в том, что именно эта преступная парочка в ту ночь совершила преступные деяния, осознают вину и пытаются скрыться от следствия?
Если такая уверенность есть, то какие могут быть претензии к главному инженеру?
А если, наоборот, есть уверенность, что причиной трагедии стали инженерные ошибки, из-за которых дежурная смена не смогла вовремя разглядеть опасность и предупредить о ней, то зачем тащить в кутузку диспетчеров?! Если начальник уборочной смены, отвечающий за уведомление диспетчерского пункта о выходе техники на ВПП, не сделал вовремя такого уведомления — в чём же тогда преступление диспетчеров?

Тут, конечно, можно предположить третий вариант: что в аэропорту выявлен бардак на всех уровнях сразу. Полоса была не освещена из-за инженерных просчётов, диспетчер со стажёркой вместо наблюдения за лётным полем раскладывали пасьянс-косынку, начальник наземных служб слушал Rammstein в наушниках с шумоподавлением, пьяный снегоуборщик тренировался на ВПП перед очередным этапом «Формулы-1», а руководитель полётов медитировал в позе лотоса вместо того, чтобы руководить полётами. Картинка, конечно, больше похожа на сценарий к новому сиквелу цукеровского «Аэроплана», чем на случай из жизни. Но давайте представим себе, что такую версию — одновременной виновности всех пяти задержанных в неисполнении своих обязанностей на протяжении долгих лет — следствие тоже рассматривает, и уже собрало улики, которые позволяют принять её за основную. Тогда арест пяти сотрудников аэропорта выглядит логично: каждый из них подозревается в серьёзном преступлении, повлекшем за собой гибель четырёх человек, наверняка сознаёт свою вину, и в силу этого осознания может попробовать скрыться от следствия, если вовремя не лишить его такой возможности. В кутузку их, всех и срочно.

Как только я задумываюсь над такой версией, то невольно возникает вопрос: а какова судьба собственников и начальников аэропорта «Внуково», под руководством которых случился весь этот бардак? На каких нарах искать тех эффективных менеджеров, которые его допустили — гендиректоров Дьякова и Александрова, генерал-лейтенанта Солнцева, отвечавшего за эксплуатацию лётного поля? В каком СИЗО нынче парится председатель совета директоров и совладелец ОАО «Внуково» Виталий Ванцев? А тот чиновник Росимущества, который получает зарплату за управление 75%-ным госпакетом акций этого аэропорта — за ним когда пришли?

Вопросы всё риторические, как вы могли догадаться. Никого из этих уважаемых людей в логике палочной системы беспокоить не нужно. Они ж не просто так занимают эти кресла, и без неприятных последствий для карьеры пережили 6 предыдущих авиационных происшествий на этом же лётном поле за последнюю пятилетку. Чтобы выполнить план по задержаниям, обвинениям и возбуждённым делам, нет никакой нужды ссориться с высоким начальством и навлекать на себя гнев его крыши. В штатном расписании «Внукова» даже после всех "оптимизаций" найдётся достаточно стрелочников, уборщиц и стажёров, чтобы повесить на них новое «дело Промпартии» и отчитаться о принятых мерах.

PS. Для взыскующих крупицы позитива в этой печальной истории о борьбе палочников со стрелочниками. На самом деле, она тут есть. Дело не расследуется по линии ФСБ, не возбуждено по статье «Терроризм», и по госканалам нам пока не рассказывают, что под видом 60-летних снегоуборщиков в аэропорты Москвы внедрилась агентурная сеть пятой колонны креаклов по заданию ЦРУ, переданному через чат на Фейсбуке. Или что это месть Навального за дело «Ив Роше». Если вспомнить пару-тройку широко распиаренных этими каналами версий катастрофы MH17 (покушение на Путина, в самолёте летели трупы и т.п.), госпропаганда вполне дозрела до таких умозаключений. Но тут просто, видимо, пропагандонам не повезло с международным резонансом. Если б Маркину разрешили рассказать французским коллегам (которые тоже расследуют происшествие), что самолёт сбит сторонниками Навального, и 200 следователей по особо важным делам уже расследуют эту версию, о преемственности курса Total на отмену санкций можно было бы сразу забыть.