Несмотря на все попытки власти облегчить работу, обеспечивающих бойцов в зоне АТО необходимым имуществом волонтеров, бюрократия и откровенная коррупция остаются их главными врагами. С этими «врагами» волонтерам приходится вести постоянную «войну», иногда даже не совсем законными методами.

На сегодняшний день, острой проблемой с которой столкнулись волонтеры, остается неурегулированный вопрос о растаможке автомобилей, ввозимых из-за границы для нужд АТО, рассказал в интервью «Цензор. НЕТ», известный волонтер, один из организаторов движения «Народный тыл», Роман Синицын.

«Ну, вот обеспечение машинами, например. Архиважная проблема: они же, в основном ездят на ВАЗах, а для разведки это - вообще не транспорт. Нужен быстрый, маневренный внедорожник, который едет со скоростью 120-140 км/ч, может ехать по полю. Поэтому мы закупаем в Европе, не растаможиваем. Завозим сюда машины, переделываем их, красим, обслуживаем, иногда ставим пружины побольше, бронируем. Часть машин нам подарили, часть мы покупали сами. В общей сложности отвезли в зону АТО около 30 машин. И ребята не раз нам говорили, что это действительно спасает жизнь. Потому что попасть по быстро двигающейся машине довольно-таки сложно. А попасть по большому «Уралу», едущему со скоростью 60 км/ч, да еще и ломающемуся раз в три часа - намного легче.Да и вообще, машины нужны повсюду. Поэтому мы запустили отдельный проект – «Колеса народного тыла». И отдельно собираем на это деньги», - рассказал Синицын.

По его словам, уже создана специальная база, где все это делается.

«Бойцы не раз говорили: «Вот, если бы у меня была машина, мы бы успели вывезти раненого, и он бы не погиб…». Вот, мы недавно в медроту 128-й бригады передали машину. Потому что не на чем раненых было вывозить», - отметил волонтер.

Но на границе, по его словам, часто возникают проблемы при ввозе автомобилей с Европы в Украину

«Как я уже сказал, есть большая потребность в машинах. И эти машины не растаможиваются. То есть давно надо было выработать какой-нибудь четкий, прозрачный механизм того, как волонтерским группам эти машины следует завозить и как ставить на баланс частей… Воинская часть не может поставить машину на баланс, поскольку она не растаможена. А стоимость растаможки равно стоимости еще двух машин. И мы их постоянно завозим…как-то так, очень криво. В Украине всегда существовала схема завоза таких машин. На этих схемах нагревали себе руки таможенники. Бабло шло наверх, и стоимость завоза машины составляла $400-500. А мы за это деньги никогда не платили…», - рассказывает Синицын.

Он также рассказал, как им удавалось добиваться этого.

«Объясняли, на кого-то выходили, кто-то давал добро, какие-то бумажки писали…Но всегда это делается непонятно. Были случаи, когда таможенники говорили: «Да какое там АТО, ваше АТО не резиновое, сколько можно уже это везти?». Причем это применимо не только к машинам, но и к снаряжению», - отметил волонтер.

По его словам, проблемы возникали на границе с Польшей и Венгрией.

«Были случаи, когда мы везли в Украину каски, и с нас требовали по 10 евро за каску. Разрулили. С другой волонтерской группой был случай: везли машины - так их сутки мариновали на таможне. Начальник смены у таможенников сказал: «Вот, есть тариф (неофициальный размер взяток принятый на таможне – Ред.) $450-500. Я вам делаю скидку, давайте по $200 за машину… Ну, и ему прямо там сломали челюсть. Бывало и такое, что батальоны заезжали прямо на таможню и говорили: это наши машины!», - рассказал Синицын.

В тоже время, по его словам, волонтеры пытаются решить эти вопросы на госуровне.

«Наверху была какая-то встреча с Макаренко (глава ГТСУ - Ред.)…Они про это знают, но это нужно делать быстрее. И нужна нормальная схема, потому что этих машин нужно много», - подчеркнул представитель «Народного тыла».

От также отметил, что пограничники, уже поповоевавшие, всегда идут на встеру волонтерам.

«Понимаешь, погранцы уже повоевали, понимают что к чему, и с ними никогда никаких вопросов не возникало. Я вот думаю, может, пора создать и от править в зону АТО батальон таможенников (смеется)?», - предложил волонтер.