Опрос Левада-Центра, посвященный теме внешнеполитических врагов и партнеров России, показал, что доля граждан, характеризующих отношения РФ с США и Евросоюзом как враждебные, за последние восемь месяцев увеличилась в три раза. 79% опрошенных считают, что США, Германия, Япония, Великобритания являются противниками России и стремятся решать свои проблемы за ее счет, а при удобном случае наносят ущерб ее интересам. Четыре года назад, на волне перезагрузки, модернизации и декларируемого властью сближения с Западом, такого мнения придерживались 44%. Сегодня 84% граждан убеждены, что у России есть враги.

Уверенность во враждебном отношении Запада к России, пожалуй, главный, но не единственный значимый мотив, который удалось выделить социологам. 36% респондентов признались в том, что их «очень беспокоит» или «довольно беспокоит» нарастающая изоляция страны от западного мира. Это треть населения. Мнение этой группы сохраняется или формируется в условиях, когда представители власти и государственное телевидение убеждают граждан в том, что, например, санкции не страшны и даже полезны для отечественной экономики. Более того, 66% (две трети населения) считают, что России «определенно нужно» или «скорее нужно» восстанавливать отношения с США и другими странами Запада.

Немаловажно, что круг сторонников нормализации отношений с Западом и противников изоляции явно шире, чем круг профессиональных оппозиционных политиков, их соратников, критически настроенных по отношению к власти журналистов и публицистов, участников антикремлевских митингов. Он шире настолько, что содержит серьезный электоральный потенциал. Речь идет об интересе широкого слоя населения, на который могли бы ориентироваться крупные политические партии и который должна была бы как-то учитывать власть. Однако реального отражения ни в государственной политике, ни в дискурсе телевидения, ни даже в повестке дня выборов эта точка зрения сейчас не получает.

Российские интерпретаторы демократии во власти и возле нее справедливо отмечают, что в рамках этой системы элита, получившая мандат на управление государством, представляет интересы большинства, учитывая интересы меньшинства. Но каков механизм этого учета? В странах с развитой системой политической конкуренции конфликтующие социальные группы количественно примерно равны, более того – их состав, структура и численность могут меняться. Помимо этого, всегда есть колеблющиеся группы, то есть значимое меньшинство, голос которого решает исход борьбы на выборах между равносильными соперниками. Эти постоянно присутствующие факторы вынуждают власть считаться с интересами меньшинства.

В России нет развитой системы политической конкуренции, поэтому учет мнения, взглядов, интересов меньшинства, пусть даже и составляющего треть населения, является добровольным делом власти. Логика выборов, получения мандата ее к этому не принуждает. Соотношение сил при этом остается стабильным, в стране в настоящее время нет условий для развития и численного увеличения среднего класса – главного заинтересованного в нормальных отношениях с Западом.

В новом докладе холдинга «Минченко консалтинг», опубликованном 22 октября, говорится, что процесс демонтажа элементов дуумвирата «Путин–Медведев» завершен. Суть демонтажа – не только в превращении Дмитрия Медведева в технического премьера, но и в «снижении ресурсного потенциала групп, которые пытались позиционировать себя как коммуникаторов с элитами Запада и сторонников «либеральной» идеологии». Сейчас эти коммуникаторы не востребованы. Между тем именно часть элиты, объединенная вокруг Медведева, могла с симпатией отнестись к озабоченности трети населения изоляцией России и желанию двух третей нормализовать отношения с Западом.