Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по статье ст.359 УК РФ «участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях» в отношении российского гражданина Романа Железнова, которого обвиняют в участии в боевых действиях на востоке Украины на стороне официального Киева. Об этом говорится в четверг 7 октября на сайте ведомства. В случае признания виновным, Роману Железнову грозит от трех до семи лет лишения свободы.

По данным СКР, Железнов, прибыв на Украину, добровольно вступил в батальон «Азов», в составе которого и воюет против сепаратистов так называемой Донецкой народной республики (ДНР). В соответствии с официальной версией, в качестве наемника гражданин России ежемесячно получает от украинских властей четыре тысячи гривен (примерно двенадцать тысяч рублей).

Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, в московской квартире Железнова проведен обыск.

По информации из российских СМИ, Железнов известен в российских националистических кругах под кличкой «Зухель» и близко знаком с одним из лидеров местных неонацистов Максимом Марцинкевичем по кличке «Тесак», который в августе нынешнего года был осужден на пять лет колонии по обвинению в экстремизме.

Руководитель фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко назвал новость, распространенную СКР, «удивительной историей».

«Потому что тысячи российских наемников воюют как раз на стороне сепаратистов, и это уже стало настоящей индустрией, – добавил он интервью Русской службе «Голоса Америки». – Мы хорошо знаем, как на Украину мобилизуются люди из вооруженных сил РФ и как этим занимается казачество».

По его словам, в России существуют организации, которые собирают добровольцев на специальных сборных пунктах.

«В результате тысячи и тысячи наемников убивают, грабят и совершают прочие уголовные преступления в другой стране, – продолжил Яковенко. – А российская Фемида по этому поводу молчит».

Дело  Железнова – первый подобный прецедент в современной истории отечественной юстиции, отмечают российские медиа.

Глава фонда «Общественная экспертиза» считает, что это хрестоматийный пример того, как избирательно применяется в России законодательство.

«Это просто «классика жанра», – говорит он. – Российская Фемида стала совершенно одноглазой. Она смотрит одним оком, подмигивает, и никакого отношения к правосудию, к праву это не имеет».

Директор Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) Вячеслав Игрунов в комментарии «Голосу Америки» отметил, что разговоры о том, что по этой статье будут возбуждать уголовные дела, ходили давно.

«Правда, предполагалось, что будут судить людей со стороны ДНР и ЛНР, –  уточнил он. – Постольку поскольку есть такая гипотеза, что остановить боевые действия на Донбассе никак иначе  кроме как противодействием ДНР и ЛНР нельзя».

Однако возбужденное уголовное дело, на его взгляд, свидетельствует о другом.

«Это показывает, что применение двойных стандартов стало теперь просто «золотым стандартом»», – констатирует Игрунов.

Но может ли СКР в перспективе начать привлекать к уголовной ответственности и тех, кто воюет под влагами ДНР-ЛНР?

Яковенко с трудом представляет такой поворот событий.

«У нас же все это делается официально, организацией отправки туда (на Украину – В.В.) людей занимается российское государство, – утверждает он. – Кого может прилечь к ответственности Бастрыкин в этом случае – Путина, Шойгу?»

Речь идет об официальной государственной политике России, считает глава фонда.

«И это абсолютно неправовая и преступная деятельность, – резюмирует он. –К тому же надо учесть, что у нас нет разделения властей, и судебная власть полностью находится под исполнительной. Я уже не говорю про то, что те же самые Стрелков и Бородай (представители сепаратистской верхушки из числа граждан РФ – В.В.) никуда не скрываются, вполне официально находятся в России, дают интервью, преисполнены почета и уважения».

По мнению Игрунова, для российской власти «было бы самоубийственно судить добровольцев», выступающих на стороне ДНР И ЛНР.

«В противном случае, первым, кому надо было предъявить такое обвинение –  стал бы Стрелков, который, похоже, уже в России становится национальным героем, – рассуждает он. – Если власть возбудит против них уголовные дела, это все рейтинги (Путина) начнут вибрировать и, возможно, устремятся вниз. Кроме того, это был бы совершенно очевидный сигнал, что Россия становится на сторону Киева, чего ни Путин, ни власть не желают делать».

С другой стороны, Москва, безусловно, никоим образом не хочет поощрять людей, действующих в пользу Киева, убежден Игрунов.

«То, что происходит на Украине, по крайней мере, для либерально настроенных людей в России, это площадка борьбы с Путиным, – подчеркнул он. – Украина превратилась в поле сражения с путинским режимом».

Как ему представляется, каждый, кто идет сражаться против ДНР, воспринимается российскими властями не просто как «болотник», а гораздо хуже.

«Если ребят с Болотной площади осуждают и сажают ни за что, почему же не судить тех, кто с оружием в руках сражается с путинским режимом на территории Украины?» – задается вопросом политолог.

Он склонен согласиться с Яковенко, что российские добровольцы на востоке Украины – плод государственной практики России.

«У меня есть подозрение, что так оно и есть, – предположил Игрунов. – У меня нет никаких доказательств этого. Я могу высказать только гипотезу, что в России есть структуры государственной власти, которые организовывают отправку добровольцев в ДНР и ЛНР»

При этом эксперт заметил, что ему лично претит слово «наемничество».

«Хотя вполне возможно, что здесь есть и наемники, – согласился он. – Однако, думаю, большинство пришедших сражаться по обе стороны, реально волонтеры. Это отражает их взгляды, соответствуют их убеждениям. Люди готовы отдать жизнь за движение к собственным идеалам».

С точки зрения Игрунова,  это в равной степени касается добровольцев по обе стороны баррикады.