Министерство финансов России озаботилось неконтролируемым хождением по стране биткоинов. Чем же страшны государству подобные валюты?


Министерство финансов России озаботилось неконтролируемым хождением по стране биткоинов (bitcoin) и предлагает штрафовать всякого, кто выпустит в обращение или просто станет использовать цифровые деньги. Чем же страшны государству подобные валюты? Может быть, угрозы в адрес их пользователей связаны с падением курса рубля?

Во всяком случае, чиновники настроены решительно. Штраф по операциям с денежными суррогатами для граждан может составить до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — до миллиона. Уголовной ответственности, правда, пока не предлагается. ЦБ и Минфин аргументируют свою позицию просто: власть хочет защитить население и бизнес от сомнительных средств и систем расчета.

Что и говорить, у финансового блока правительства есть основания нервничать. Граждан настойчиво убеждали доверять рублю и банковской системе, но с недавних пор приходится отзывать у банков лицензии, да еще и российская валюта стремительно дешевеет. Впрочем, и в период стабильности людей возмущали грабительские проценты, которые при денежных переводах у них «отщипывают» банки. Не удивительно, что продвинутые россияне ощущают потребность в более демократичной системе расчетов. Да, они интересуются альтернативой, да хоть теми же биткоинами — тем более что это, как выясняется, самая популярная в мире электронная валюта, бесспорный лидер безналичных расчетов.

Почему — вот вопрос на 100 долларов! Может, дело в том, что биткоин не привязан ни к одной из мировых валют? Что платежная система на его основе не привязана к банкам, является дебетовой, а держится на кредите? Или потому, что возникла она без участия какого-либо ЦБ или государства? Занесем биткоину в плюс, что эмиссия денежных единиц осуществляется совершенно прозрачно и очень ограниченно. И уж в особенности то, что опираются биткоины исключительно на товары, которые можно за них приобрести.

Биткоины привлекательны еще и тем, что полностью (!) избавляют от зоркого ока банкиров и чиновников, поскольку пользователи системы платежей могут быть анонимны. Мало того: эта сеть не требует от клиента обязательной комиссии за транзакции, поскольку создана не частной компанией, в уставе которой главной целью записано извлечение максимальной прибыли. В качестве создателей выступают некие физические лица, которые исповедуют идею прозрачной денежной системы, не контролируемой корпорациями. Почему «некие», думаю, понятно без объяснений...

В 2010 году состоялась первая продажа биткоинов за реальную валюту. За три года курс биткоина невероятно вырос, но потом был обрушен Центральным банком КНР. Китайский запрет на суррогат показал, что правила в денежной системе по-прежнему определяет государство. В результате биткоин подешевел уже в три раза, и запрет на него в России, если такой случится, обеспечит дальнейшее падение. Что естественно для любой валюты, которая привязана к товарам, — они ничего не стоят, если государство отсекает их от торговли. Для накопления же биткоин не годится...

Остается добавить, что легкая победа над денежным суррогатом не поможет реальному рублю. Обходить банки станет труднее, однако ЦБ все равно придется продолжать изымать у них лицензии, поскольку ослабление экономики и рубля только осложняет положение финансовой системы. И вполне очевидно, что кризис этой системы, а вовсе не риски клиентов биткоина, подталкивает чиновников на борьбу с альтернативными расчетами. Начинать нужно не с серверов, защищенных от внешнего проникновения и частных манипуляторов, а с ревизии государственной машины.

Большинство россиян даже не заметят изгнания биткоинов. Однако нам полезно понимать, что как держатели счетов и плательщики мы остаемся под контролем, но вот денежную эмиссию и финансовую систему страны не контролируем никак. Что весьма непрактично. Каждый инженер знает, что любая система без обратной связи имеет весьма неприятное свойство: она неустойчива.