Ведомости
Бывший министр финансов Алексей Кудрин отказался в свое время возглавить Банк России потому что, по его мнению, работать в этой должности было бы странно при экономической политике, которую он считает неправильной. Так он заявил в эфире программы Владимира Познера на первом канале. Он подтвердил, что вскоре после отставки с поста министра и вице-премьера он получил такое предложение, но отклонил его. «Можно быть неплохим председателем ЦБ при в целом плохой экономической политике, которая скорее вызывает спад экономики, чем подъем, но это странная работа», — сказал Кудрин. По его словам, Центральный банк не может «в единственном числе» справиться с такими тенденциями. Он должен работать с правительством, а не в одиночку, считает Кудрин.

Экс-министр сказал, что согласен с мнением руководителя Сбербанка Германа Грефа о том, что необходимо улучшать качество госуправления. По его словам, «качество государственного управления совершенно не соответствует задачам и вызовам, возникшим перед экономикой». Он считает, что в правительстве есть отдельные профессионалы, но нет их консолидации под конкретные задачи.

Кудрин считает правильным свое решение уйти из правительства осенью 2011 г. и считает, что не ошибся в прогнозах о работе Дмитрия Медведева на посту премьер-министра. Он напомнил, что инициатива уйти из правительства исходила от него. По его словам, Медведева, тогда еще президента, должно быть задело заявление Кудрина о нежелании работать в правительстве под его руководством. «Я предполагал, что зная его и зная проблемы и вызовы которые стоят перед страной, ему будет сложно справиться, и он не сможет организовать работу должным образом», — заявил Кудрин.

На упоминание прогноза о курсе доллара на 2014 г. в районе 35 рублей, который Кудрин сделал в начале года, он сказал, что не жалеет, что тогда ошибся, поскольку не учитывал влияние украинского кризиса. По его мнению, этот кризис и санкции «принципиально изменили ближайшее, а может, и среднесрочное будущее России». Он повторил, что влияние санкций на экономику России он оценивает примерно в недополученные 1-1,5% ВВП. По его словам, это соответствует недополучению 1 трлн руб. продукции и примерно 350 млрд руб. в бюджет.

Кудрин считает, что сейчас необходимо и важно говорить о реальных последствиях санкций. «Бизнес и банки должны знать реальные перспективы экономики, потому что они от этих перспектив очень сильно зависят», сказал он. Им важно понять, как действовать, чтобы смягчить эти последствия и найти другие шаги и факторы, которые бы позволили экономике расти. По его словам, прежняя модель роста экономики, которая опиралась на высокие цены на нефть, больше не работает. «Цена на нефть не растет, спрос не растет, и нужно при не растущем спросе накапливать рост экономики», объяснил он. По его словам, для этого нужна другая модель роста и структурные и институциональные реформы. По мнению Кудрина, даже в нынешних сложных условиях, под санкциями «есть шаги, которые можно принять, и они улучшат предпринимательскую среду» и не создают через несколько лет новых проблем. В числе таких шагов он назвал повышение пенсионного возраста.

Комментируя динамику цен на нефть, Кудрин заявил, что нельзя утверждать, что снижение цены на нефть кем-то управляется. Вместе с тем он упомянул, что «есть версия» о возможной договоренности ведущих стран-экспортеров об увеличении добычи и у держании цены ниже определенного уровня в течение определенного времени. По его информации, такая договоренность уже заключалась «перед выборами президента США примерно на один год». По его словам, тогда цена падала до $92 за баррель. Однако в таких случаях цену можно удерживать в течение примерно года, а затем она продолжит расти, считает экс-министр.