Анна Плотникова

27.09.2014 17:33

С 18 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге проходит 8-й международный фестиваль рисованных историй «БумФест 2014».

Фестиваль представляет публике лучшие достижения в области авторского комикса - в рамках его программы проходят выставки комиксов и иллюстрации, перформансы и кинопоказы, конкурсы и мастер-классы, встречи с художниками и специалистами, а также книжная ярмарка.

В этом году в числе участников фестиваля в город на Неве приехал американский художник Бен Катчор. 28 сентября в музее Владимира Набокова открывается его выставка, а двумя днями ранее в библиотеке имени Маяковского американский художник провел творческий вечер.

Бен Катчор родился в 1951 году, и обычно его причисляют ко второй волне американского андеграундного комикса. Сам он называет свои работы picture-stories (рисованные истории).

Катчор начал свою карьеру в начале 80-х в культовом журнале RAW, который издавал Арт Шпигельман. Его рисованные истории и иллюстрации публиковались в журналах The New Yorker и Metropolis, а так же во многих газетах США. Большая часть книг Бена Катчора была опубликована известнейшим издательством Pantheon. Кроме того, вместе с Марком Малкахи он занимается музыкальным театром, в частности, пишет либретто для опер.

В настоящее время художник живет в Нью-Йорке и преподает в Новой школе дизайна Парсона.

В библиотеке имени Маяковского Бен Катчор представил отрывки из своего последнего графического романа под названием «Hand-drying in America and other stories». Это - бытовые зарисовки повседневной жизни крупного американского города, преподнесенные с большой долей иронии.

К примеру, здесь есть рассказ о преуспевающем бизнесмене, который по выходным отправляется в экзотическое путешествие из своих роскошных апартаментов в квартал так называемого «социального жилья», который строился для иммигрантов из стран третьего мира. Он это делает с тем, чтобы в конце уик-энда поделиться впечатлениями со своей подругой.

Есть здесь и история под названием False Forest - об экскурсии в лес, созданный из искусственных растений. Здесь никто не испытывает аллергию от сильных запахов натуральных листьев и цветов, а вместо опавших шишек посетители находят болты и гайки, которыми искусственные ветви прикрепляются к искусственным стволам.

Еще одно рисованное повествование - «Memorial City» - рассказывает о городском квартале, составленном из мемориальных плит и досок о всяческого рода неурядицах и прочих неприятностях, произошедших в разные годы с местными жителями. Например, пишет автор, вот в этом месте одному из жителей однажды отказала любимая девушка, в том - несколькими годами позже кому-то стало плохо от салата с тунцом, а здесь некто подхватил серьезную простуду совсем недавно. И так далее.

В общении с петербургскими зрителями Бен Катчор рассказал, что создает свои истории по заказам различных издательств в соответствии с договорами: для одних раз в месяц, для других - раз в неделю. «В общем, работаю, как Достоевский. Он ведь тоже был связан обязательствами перед своими издателями», - с юмором заметил нью-йоркский художник.

В свою очередь многие петербуржцы, пришедшие на вечер Бена Катчора в библиотеку имени Маяковского, отмечали, что до этого у них было несколько другое представление об американских комиксах, основанное, прежде всего, на историях таких знаменитых персонажей, как Супермен, Бэтмен, Халк, Человек-паук или Капитан Америка.

На вопрос, как он относится к экранизациям комиксов, художник ответил: «Я считаю, что нет удачных фильмов, основанных на хороших комиксах. Вы можете взять любой текст и попытаться перенести его на экран, но это будет совершенно другое произведение искусства. Конечно, Альфред Хичкок снимал хорошие фильмы на основе различных рассказов. Но, в то же время, я не знаю удачной экранизации "Войны и мира" Льва Толстого. То же самое можно отнести и к любому классическому комиксу. Это - совсем другое дело, это - иное медиа-пространство», - подчеркнул Бен Катчор.

Корреспондент «Голоса Америки» спросила художника, как он оценивает бытующее в России мнение, что рисованные истории предназначены для тех, кому лень читать тексты, и поэтому подобная литература не может считаться настоящим произведением искусства?

«Возможно, это предвзятое отношение к каким-то сегодняшним плохим комиксам, - начал Бен Катчор. - Но если мы обратимся к истокам этого жанра, то увидим, что он возник из театральных представлений. А значит, в них был заключен труд артистов, художников, декораторов, которые работали вместе и очень профессионально. Затем - в начале ХХ века - возникло разделение на так называемые "высокие" и "низкие" жанры. Но это произошло лишь потому, что тогда не нашлось талантливых людей, которые объединили бы оба начала», - продолжил американский участник «БумФеста».

Бен Катчор убежден, что все дело в том, что в начавшемся в начале девятисотых годов соревновании между авторами текстов и художниками победили первые. Дело дошло до того, что некоторые знаменитые писатели того времени, например, Генри Джеймс, заявляли, что в публикации их романов не должно быть ни одной иллюстрации.

«Но если мы говорим о мире искусства, то изначально - самое ценное в нем это, как раз, изображение. Человек воспринимает визуальные образы и усваивает их красоту лучше, чем текст», - считает Бен Катчор.

Автор рисованных историй также отметил, что в визуальных образах сегодняшнего Санкт-Петербурга и больших американских городов он не видит особой разницы: «Та же реклама всемирно известных брендов, к которым я привык», - равнодушно заметил он. На реплику одного из гостей творческого вечера, что сейчас в России идет борьба с традиционными брендами западной поп-культуры, Бен Катчор заметил, что и сам не является их большим поклонником.

«Возможно, мне следовало бы впервые приехать к вам лет двадцать пять назад», - бросил он.

Правда, тут же последовала реплика, что как раз 25 лет назад - в 1989 году - в Восточной Европе рушились один за другим коммунистические режимы, апофеозом чего стало падение Берлинской стены. И именно в тот период в тогдашней России наиболее сильно чувствовалась симпатия к Америке и к западному образу жизни, который исследует в своих работах Бен Катчор.

«Ну, значит, для первого знакомства с вашей страной, мне нужно было бы приехать сюда еще лет на десять пораньше. Тогда, возможно, я бы увидел страну, которая экономически устроена совершенно по-другому. И это могло бы представлять для меня профессиональный интерес», - подвел черту под дискуссией американский художник.