Human Rights Watch призывает власти Узбекистана немедленно освободить всех политзаключенных

Политические заключенные в Узбекистане подвергаются "неописуемым издевательствам", включая пытки и нечеловеческие условия жизни в тюрьме, говорится в новом докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), посвященном ситуации с правами человека в Узбекистане.

По оценкам HRW, в настоящее время узбекские власти содержат за решеткой около 12 тысяч политических заключенных.

Как сообщается в докладе, журналисты и оппозиционеры, критикующие правительство, приговариваются к длительным срокам заключения, которые затем продлеваются без всяких оснований.

Позиция узбекских властей заключается в том, что в стране нет политзаключенных, а пытки давно не используются. Сотрудники правоохранительных органов, которые нарушили закон и подвергали людей пыткам, сами, по словам властей, сидят в тюрьме.

Доклад Human Rights Watch основан на историях 34 нынешних и 10 бывших узбекских заключенных.

"По меньшей мере 29 из этих 44 человек сказали нам - и у нас есть основания им верить, - что их пытали либо до суда, либо уже в самой тюрьме", - рассказал Би-би-си Стив Свердлоу, исследователь HRW по Центральной Азии.

Мухаммед Бекжанов - "кожа, натянутая на кости"

Особое внимание правозащитники уделили делу журналиста Мухаммеда Бекжанова, находящегося в неволе с 1999 года. Бекжанов – брат лидера узбекской оппозиции Мухаммеда Салиха, он работал в оппозиционном издании "Эрк".

Он сбежал из Узбекистана на Украину, но в 1999 году после серии взрывов в Ташкенте, в причастности к которым обвинили оппозиционеров, он был похищен узбекскими спецслужбами и возвращен на родину.

Президент Каримов заявляет, что политзаключенных в стране нет и пытки не используются

Его дочь Айгуль – ей тогда было 18 лет – рассказала Би-би-си, в каком шоке пребывала семья, когда узнала, что с ним произошло. "В квартире повсюду были следы борьбы. Все было сломано, вся мебель разворочена. Наши личные и семейные фотографии исчезли. Мы не могли поверить своим глазам".

С тех пор Айгуль своего отца не видела, но ее мать посетила его в тюрьме два года назад и нашла его в ужасном состоянии – больным туберкулезом и почти без зубов.

"Мама сказала, что она не смогла его узнать. Он так похудел – осталась только кожа, натянутая на кости", - говорит Айгуль.

По ее словам, во время одного из допросов Бекжанова избили так, что у него была сломана нога.

Как продлевают срок

"Он рассказал маме, что однажды тюремные надзиратели выстроились в два ряда и заставили его идти вдоль рядов, избивая его палками. После чего его, истекающего кровью, оставили на холодном бетонном полу на четыре дня без еды и воды", - рассказала Айгуль Бекхжанова.

Мухаммеда Бекжанова должны были освободить в 2012 году, но незадолго до дня его освобождения срок продлили еще на пять лет "за нарушения тюремного режима".

По информации Human Rights Watch, этот метод используется довольно часто.

"У нас есть задокументированные свидетельства того, что узбекские власти продлевают политзаключенным тюремные сроки по совершенно необоснованным, абсурдным причинам, ссылаясь на "нарушение тюремного режима", - говорит Стив Свердлоу.

В одном случае, по информации Human Rights Watch, нарушение заключалось в "неправильной чистке моркови".

Ужесточить санкции и прекратить пытки

Среди пыток, которым, как говорится в докладе HRW, подвергаются узбекские диссиденты, - симулирование удушения, избиения, подвешивание за руки и ноги, пытки электрошоком и угрозы изнасилования.

Согласно Human Rights Watch, в числе политзаключенных - те, кто пытался раскрыть коррупцию или выступал за проведение демократических реформ.

"Узбекистан должен немедленно и без каких-либо условий отпустить на свободу каждого, кто был посажен по политическим мотивам, прекратить произвольное продление тюремных сроков и остановить тюремные пытки", - заявляет Human Rights Watch.

Доклад Human Rights Watch основан на данных, собранных правозащитниками в течение последних 10 лет, в том числе на интервью со 150 бывшими заключенными узбекских тюрем, беседах с родственниками нынешних политических узников и материалах узбекских судов.

По мнению директора HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсона, за последнее десятилетие ситуация с правами человека в Узбекистане явно ухудшилась.

Правозащитники обратились к властям ЕС и США с рекомендацией ужесточить санкции против высокопоставленных представителей узбекских властей, причастных к репрессиям в отношении противников режима Каримова, вплоть до визовых запретов и замораживания активов в западных банках.