Виктор Васильев

24.09.2014 15:26

МОСКВА - Украинской летчице Надежде Савченко назначено принудительное психиатрическое обследование. Об этом в среду стало известно от официального представителя российского Следственного комитета Владимира Маркина.

«В рамках уголовного дела Надежде Савченко, обвиняемой по статье "убийство", назначена психиатрическая экспертиза. Это обычная практика и обязательное требование российского уголовно-процессуального законодательства в случаях, когда человеку вменяется совершение особо тяжкого преступления», – сказал он.

По его словам, Савченко и ее защитник «в установленном законом порядке уведомлены о назначении ей стационарной психиатрической экспертизы, которая будет ей проведена в Москве».

Напомним, Надежда Савченко в качестве добровольца участвовала в Антитеррористической операции на востоке Украины и была захвачена в плен сепаратистами в июне нынешнего года. Позже она очутилась в тюрьме на территории РФ. Российские власти обвинили ее в пособничестве убийству двух сотрудников Второго телеканала, работавших в зоне боевых действий. Якобы она корректировала минометный огонь о время их гибели. В руки следствия, согласно официальной версии, Савченко попала, когда пересекла российско-украинскую границу как беженка.

Государственный департамент США ранее выражал озабоченность судьбой украинской военнослужащей.

Помощник госсекретаря Соединенных Штатов Америки Виктория Нуланд во время слушаний в Сенате сказала: «Дело с Надеждой Савченко – очевидное нарушение международного права и прав человека».

Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать ситуацию главу представительства Международной амнистии в РФ Сергея Никитина.

Виктор Васильев: Как вы оцениваете все происходящее с Надеждой Савченко?

Сергей Никитин: У нас всегда было очень много вопросов по поводу того, каким образом украинская вертолетчица оказалась на территории Российской Федерации, в Воронеже. Потому что та версия, которая была выдана общественности, кроме недоумения ничего не вызывает. Мы также заявляли о том, что Надежда Савченко и режиссер Олег Сенцов, проживавший в Крыму украинец, должны быть безоговорочно и немедленно освобождены.

Они должны иметь возможность покинуть Россию и уехать в Украину. Все объяснения российских властей никак не способствуют тому, чтобы восторжествовала справедливость. А довод, что Савченко обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, имеет крайне зыбкие основания. Есть большие сомнения, что она действительно имела какое-то отношение к смерти российских журналистов, что ей, собственно, и вменяется в вину.

В.В.: Какие, на ваш взгляд, цели при этом преследуются российскими властями?

С.Н.: Мне сложно судить, что стоит за действиями российских властей. Потому что в последнее время возникает все меньше и меньше каких-то логических и рациональных объяснений тем действиям, которые мы видим со стороны официальных лиц, представляющих Кремль. Поэтому здесь может быть все, что угодно – возможно, попытка какой-то мести за гибель российских журналистов в Украине, нахождение козла отпущения, устрашение. Я не знаю, что приходит в голову этим людям, которые теперь еще вдобавок ко всему назначили Савченко психиатрическое освидетельствование.

В.В.: Но не добьются ли организаторы кампании против Савченко обратного эффекта, как это уже случалось?

С.Н.: Для мирового сообщества, безусловно, обвинение в отношении этой летчицы представляется крайне малоубедительным. Поэтому, конечно, в глобальном смысле репутация Российской Федерации в данном случае явно не улучшается. Что касается внутренней публики, то ни для кого не секрет, что отсутствие свободы слова в стране и фактическая цензура СМИ привели к тому, что людям рассказывают совершенно фантастические версии, а большинство граждан все равно с охотой в них верит. Очевидно, для россиян подобные истории и фантазии только увеличивают загадочность сказки, которую придумали в отношении что Сенцова, что Савченко.

В.В.: Как это скажется на взаимопонимании народов России и Украины и нормализации отношений между странами?

С.Н.: Cо стороны украинских властей высказываются однозначные требования освободить Савченко и Сенцова. Когда генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти недавно прибыл с визитом в Киев, к нему непосредственно обращались с такой просьбой премьер-министр и генеральный прокурор Украины. Понятно, что украинские власти по поводу происходящего с их гражданами имеют совершенно другую точку зрения, кардинально отличающуюся от российской. Действия России никоим образом не способствуют тому, чтобы отношения между двумя странами улучшались.

В.В.: В случае, если Савченко станет депутатом Верховной Рады, это может каким-то образом изменить ее положение к лучшему?

С.Н.: Конечно, это добавит ей политического веса. Потому что депутат Верховной Рады, который находится в плену у соседнего государства по сомнительным причинам, еще более режет слух. Но сможет ли депутатский статус кардинально изменить ее судьбу с точки зрения практической, честно говоря, не знаю.