Киев и лидеры самопровозглашенных республик юго-востока согласовали в Минске план, реализация которого впервые дает реальный шанс на установление мира на Украине. Впрочем, достижение мира без политического урегулирования переводит ситуацию в Донбассе в разряд замороженных конфликтов по типу приднестровского.

Кроме того, по оценкам опрошенных «Ъ» украинских экспертов, это лишает Украину в обозримом будущем перспектив евроатлантической интеграции и даже создает предпосылки для центробежных настроений в других регионах.

Девять шагов к миру

Завершившееся в ночь на субботу заседание контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе стало второй попыткой добиться прекращения огня. В первый раз контактная группа собралась в Минске 5 сентября — ее итогом стало подписание Минского протокола, реализация которого позволила несколько снизить уровень военного противостояния на востоке Украины.

Однако за две недели после Минска-1 стороны сотни раз нарушали режим прекращения огня, обвиняя друг друга в нежелании следовать достигнутым договоренностям. Потому потребовалось детализированное соглашение, способное стать основой для длительного перемирия. В этом и состоит главное отличие Минска-2 от прежнего протокола.

Сторонами переговоров в ходе второго заседания контактной группы в Минске стали экс-президент Украины Леонид Кучма, наделенный полномочиями представлять официальный Киев, премьер «Донецкой народной республики» (ДНР) Александр Захарченко, первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин и глава «Луганской народной республики» (ЛНР) Игорь Плотницкий. Посредниками выступили российский посол в Киеве Михаил Зурабов и представитель председателя ОБСЕ по урегулированию ситуации на Украине Хайди Тальявини.

Итогом переговоров, которые, по свидетельству участников, «протекали непросто», стал меморандум из девяти пунктов. Его основные положения обнародовал вышедший к журналистам уже глубокой ночью Леонид Кучма. «Первый пункт — прекращение применения оружия обеими сторонами, второй — остановка подразделений и формирований на позициях по состоянию на 19 сентября. Третий — запрет на применение всех видов оружия и наступательных действий»,-- обозначил он первые три ключевые договоренности. Принципиальное значение, по словам Леонида Кучмы, имеет и зафиксированная в документе договоренность о буферной зоне в зоне конфликта шириной не менее 30 км — ее создание потребует отвода крупнокалиберного оружия на расстояние не менее 15 км с каждой стороны (отсутствие такого пункта было одной из причин артиллерийских дуэлей после достижения первых минских договоренностей).

Обеспечить условия для долгосрочного перемирия также должны запрет на применение авиации и боевых беспилотников и, наконец, вывод из зоны конфликта всех иностранных вооруженных формирований и «так называемых наемников». Для эффективного мониторинга соблюдения режима полного прекращения огня вдоль всей российско-украинской границы минский меморандум предусматривает размещение групп наблюдателей ОБСЕ.

Переговоры в Минске касались исключительно условий прекращения огня — вопрос о политическом будущем ДНР и ЛНР не обсуждался. Хотя вопрос этот стоит в повестке дня. Напомним, что на прошлой неделе Верховная рада Украины за закрытыми дверьми приняла закон «О статусе ЛНР-ДНР», предусматривающий сохранение двух мятежных регионов в составе украинского государства, но предоставление им широких полномочий путем децентрализации власти.

Принятие этого закона, за который не голосовали часть депутатов «Батькивщины» Юлии Тимошенко и фракция «Свободы» Олега Тягнибока, было расценено экспертами как непростая победа украинской «партии мира» во главе с президентом Порошенко. Представители же противоположного лагеря тут же обвинили украинского лидера в «уступках террористам» и «предательстве национальных интересов», грозя ему судьбой свергнутого президента Януковича.

В свою очередь, руководство ДНР и ЛНР интерпретировали принятый Радой закон как демонстрацию готовности Киева отпустить мятежные регионы в «свободное плавание». В Донецке и Луганске дали ясно понять, что даже особый статус их не устраивает и нахождение республик в составе Украины в любом случае нереально. «Выборов Украины на территории Донецкой народной республики не будет, никаких. Закон об особом статусе — это и есть признание нашей независимости»,-- заявил Александр Захарченко.

Режим замораживания

В этой ситуации достижение мира без политического урегулирования переводит ситуацию на Донбассе в разряд замороженных конфликтов. «Достигнутые договоренности фиксируют замороженный конфликт»,-- подтвердил «Ъ» киевский политолог Михаил Погребинский, комментируя принятый в Минске меморандум. Более того, по его словам, механизм закона «О статусе ЛНР-ДНР» становится соблазнительным для многих украинских региональных властей. «Не зря мэр Львова заявил, что давно стремится получить такие особые полномочия, которые Киев готов предоставить Донбассу»,-- пояснил эксперт.

«Разведение тяжелого вооружения и войск — это остановка конфликта без политического решения, которое бы устроило обе стороны,-- заявил “Ъ” еще один киевский эксперт Дмитрий Джангиров.-- Учитывая, что политическая составляющая конфликта на Украине сводится к неким благим пожеланиям без реальных условий и механизмов их реализации, этот конфликт становится похожим на приднестровский».

Такой расклад, по оценкам экспертов, может иметь и геополитические последствия. «Де-факто Украина потеряла Крым и контроль над Донбассом. Евроатлантическая интеграция и облегчение визового режима с ЕС остаются под вопросом, поскольку Украина переходит в разряд стран с территориальными проблемами»,-- пояснил «Ъ» украинский политолог Владимир Егоров.

Впрочем, подписанный в Минске меморандум пока не привел к фактическому перемирию. Подтверждением этого стали новые обстрелы и столкновения, происшедшие уже после подписания меморандума.

«За сутки погибли двое украинских военнослужащих, ранено восемь»,-- сообщил вчера представитель СНБО Украины Андрей Лысенко. По его словам, в течение суток украинские военные уничтожили до 40 ополченцев, одну реактивную систему залпового огня БМ-21 «Град» и две пушки.

А по сообщению пресс-службы горсовета Донецка, интенсивному артиллерийскому обстрелу подвергся Куйбышевский район города, в результате чего несколько мирных жителей получили ранения, а ряд районов города лишились водоснабжения. Кроме того, вчера в штабе ДНР сообщили об отступлении сил Национальной гвардии из Ждановки.

"Видимо, они побоялись попасть в окружение и решили выровнять линию фронта",-- предположили в штабе. После отступления украинских силовиков со здания горисполкома Ждановки был снят украинский флаг и водружен флаг ДНР.

Таким образом, даже объявленное в Минске полное прекращение огня, которое должно было начать действовать немедленно, пока остается только на бумаге.

Янина Соколовская, Киев; Сергей Строкань