Новая Мосгордума будет мало отличаться от предыдущей: подавляющее большинство мест получат единороссы и самовыдвиженцы, поддержанные мэрией; КПРф может получить 5 мандатов, ЛДПР и «Родина» – по одному. Оппозиция потерпела поражение. В России в целом единороссы также выступили успешно. Отдельные сигналы о нарушениях не портят праздника новой стабильности, вопрос только в том, отражают ли итоги выборов реальные политические взгляды граждан.



В Северном Измайлово с утра зарядил сильный дождь – немногочисленные избиратели почти бегут под зонтиками. На крыльце школы, в которой расположен участок 1218 зябко ежатся полицейский и сотрудник МЧС и несколько удивленно встречают каждого избирателя. Голосующих мало: на участке 1218 в спортзале школы №619 члены комиссии дружелюбно признались, что явка низкая. В книге учета избирателей на своем листе я получаю бюллетень вторая, на других страницах – тоже одна-две записи. На 14-00 явка составила 253 избирателя, при том что в списке 2 241 человека.
В основном идут пожилые люди, более молодые – в первую очередь, бюджетники. Все они уверенно говорят, что идут голосовать за кандидата-единоросса Андрея Метельского.



– Почему он вам нравится?



– Ну, он же «Единая Россия».



– А «Единая Россия» чем нравится?



– Да просто нравится, – все разговоры выглядят однотипно.



Бабушки оказываются не в пример разговорчивее и готовы обсуждать политику даже под проливным дождем.  Они настроены оппозиционно: избирательный округ №15, к которому были отнесены районы Метрогородок, Гольяново и Северное Измайлово  - крайне проблемный: тут плохо с благоустройством, зато  все в порядке с уличным криминалом,  проживает много мигрантов, а вот коренные жители, в основном, – пожилые люди.



– Никто из пенсионеров не будет здесь голосовать за «Единую Россию», – говорит мне бойкая бабушка Людмила. – Если у нас баллотируется кто-то от «Яблока», проголосую за него.



В «яблочных» симпатиях мне признаются и другие опрошенные старушки. Характерно, что ни одна из них не может назвать ни одного кандидата, кроме Метельского, чьими портретами заклеен район. Все ориентируется общие политические пристрастия, а не на конкретных людей. Сильных альтернатив тут нет, как нет и нарушений, признается мне Лена – наблюдатель от кандидата-коммуниста. Атмосфера на участке умиротворенно-тоскливая.



Избирательный округ №43 считается одним из немногих на этих выборах, где присутствует сильная конкуренция: там баллотируются представитель «Гражданской платформы» Леонид Ярмольник, «яблочник» Сергей Иваненко, а также кандидат от городской власти Вера Шастина.



Видимо, в связи с этим, явка на избирательных участках 467 и 466, расположенных в школе 1253 у метро «Парк Культуры», чуть выше. Впрочем, и дождя тут нет, а в качестве «приманки» избирателя на выборы у самой школы работает овощная палатка, тут торгуют огурцами по цене 80 рублей за кило и капустой по 10 рублей. Голосовать идут не только пенсионеры, но и молодые люди. Наблюдатели, впрочем, нарушений и тут не видят.



– Я наблюдателем работаю еще с 2009 года, это интересно, и платят хорошо, – рассказала наблюдательница Оля, она представляет на участке интересы кандидата Ярмольника. Явка тут на 16:00 составила около 15%. Толчеи нет, очередь стоит не за бюллетенями, а к прилавку с пирожками. И наблюдатели, и члены комиссии хотят главного – «чтобы все скорее закончилось», конфликтов у них нет. И не предвидится.



За весь день возникает лишь несколько спорных ситуаций. Так, в округе №9, где баллотируется кандидат от «Яблока» Юлия Галямина за несколько дней до выборов случился скандал – кандидатский диплом кандидата от власти Ирины Ильичевой признали недействительным, и штаб Галяминой полдня скандалит с ТИК о том, должна ли быть строчка «кандидат педагогических наук» быть вычеркнута из биографии кандидата на стенде. Тревожный сигнал поступает и из округа №32 (Даниловский, Донской, Нагатино-Садовники, часть района Нагатинский затон): на один из участков привезли много военных, это может быть признаком начала «карусели». Мы с кандидатом от КПРФ Романом Дьячковым мчимся туда, однако выясняется, что военные приписаны к участку законно, а, проследив за их автобусом, мы видим, что после организованного голосования они приезжают обратно в часть. Придраться формально не к чему. После легкой бури на этих участках восстанавливается уже знакомая мирно-тоскливая обстановка.



– Мы можем, конечно, переживать, что люди не пришли на выборы, что большинству выборы в Мосгордуму оказались неинтересны, что не пошли голосовать за оппозицию. Но если людям сейчас это и правда неинтересно – что с этим сделать? Нельзя сделать людей счастливыми насильно, – философски рассуждает Дьячков.



Тоска царит и на окраине Коньково, в благополучном спальном районе. Наблюдатель Илья играет на компьютере в «Цивилизацию» и говорит, что нарушений пока нет. Снова спортивный зал, снова тишина и немногочисленные избиратели. Единственный источник конфликтов – пожилая женщина Людмила, тоже наблюдатель, член партии РПР-ПАРНАС, которая постоянно  повторяет Илье и его коллегам, что вот-вот начнут массово вбрасывать бюллетени пачками, и что именно мрачный настрой Ильи погубит демократию на отдельно взятом УИК. Губить, впрочем, особо нечего: урны не заполнены и на четверть, явка составляет 15% на 18:00, документы и бюллетени от наблюдателей не прячут, массового голосования нет, а Илья, азартно ловивший за руку фальсификаторов выборов в Госдуму в 2011 году, настроен крайне скептично.



– Все тлен, – хмуро говорит Илья, и мы прощаемся.



В ЦИК «Единой России» атмосфера крайне расслабленная. Позади остались времена, когда в штабе ЕР нервно отменяли брифинги, узнав первые результаты exit polls (так было на региональных выборах в марте 2013 года). Журналисты вяло обмениваются друг с другом комментариями, что, мол, нынешние выборы – самые скучные из всех, что они видели. Единороссы, наоборот, довольны: секретарь президиума генсовета ЕР Сергей Неверов сказал журналистам, что результат обусловлен, в том числе сплоченностью народа вокруг Владимира Путина из-за санкций Запада.



Наконец, в ЦИК приехал премьер-министр Дмитрий Медведев, отмечавший в день выборов свой собственный день рождения, и атмосфера немного оживилась. Медведев в костюме без галстука был в неплохой форме, хорошими результатам партии был доволен и много шутил. Регионы, выбранные для совещания по видеосвязи, наперебой поздравляли Медведева и желали ему сибирского здоровья и кавказского долголетия.



Урал на этом видеосовещании представляла Курганская область, где единороссы заявили о том, что «по обработанным бюллетням» в среднем на выборах всех уровней ЕР получает 83%.



Татарстан отметился зашкаливающей явкой и скромно пошутил, что результаты будут «как договорились», но потом едиророссы прибавили положенные слова о воле народа, не забыв упомянуть роль в предвыборной кампании главы Татарстана Рустама Минниханова.



– Такая выдающаяся явка означает, что выборы людям интересны, хотя у них много забот на огородах, – живо откликнулся Медведев.



Глава Верховного Совета Крыма Дмитрий Константинов жизнерадостно сообщил Медведеву, что крымчане очень довольны вхождению в состав России, и что единороссы получат на выборах более 70%, а явка зашкаливает.



- Разрешите мне от крымчан также поздравить Вас с днем рождения, хотя Вам, наверное, это уже надоело, – напоследок попросил Константинов.



- Не надоело, мне просто неловко, – рассмеялся Медведев и вскоре откланялся.



Примерно в это время в соцсетях стали появляться тревожные сообщения из Санкт-Петербурга о том, что журналистов и наблюдателей массово удаляют с избирательных участков, не дают присутствовать при подсчете голосов и так далее.  В это же время глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая говорила журналистам, что выборы по стране были честными, открытыми и прозрачными.



– Скажите, а как принципы честности, открытости и прозрачности сочетаются с сигналами, поступающими из Санкт-Петербурга? Партия может оперативно вмешаться? – поинтересовалась я.



Голос Яровой не дрогнул.



- Эту информацию пока даже обсуждать нет смысла. Как юрист, я доверяю фактам и документам, а также официальным процедурам проверки и оценки. Это общий подход – всем фактам должна даваться правовая оценка. Был опыт, когда в нашей стране нагнеталось вокруг этого много страстей, которые потом ничем не подтверждались. Не думаю, что в Санкт-Петербурге исключительная ситуация, – отчеканила Яровая.



Таким образом стало еще раз очевидно, что для единороссов система совершенно не изменилась:  нечестность даже отдельных выборов они признавать по-прежнему не собираются, равно как и оперативно реагировать на сигналы. Фактически их заявление о том, что «выборы прошли честно, открыто и конкурентно» носит ритуальный характер.



Одновременно стали публиковаться первые результаты и выборов в Мосгордуму.



Нарушенй при подсчете наблюдатели не заметили, а результат оказался катастрофическим для оппозиционных кандидатов: они проиграли даже там, где, казалось бы, имели шансы на победу.



В округе №11 (Отрадное, Алтуфьево) правозащитник, «яблочник» Андрей Бабушкин проиграл коммунисту  Николаю Зубрилину, Леонид Ярмольник на Пресне и в Хамовниках проиграл представителю «Единой России» Вере Шастиной, в Щукино независимый муниципальный депутат Максим Кац проиграл единороссу Олегу Сороке, Юлия Галямина уступила представителю ЕР Ильичевой, несмотря на поддельный диплом последней. В результате новая Мосгордума мало будет отличаться от предыдущей: «Единороссы» взяли 28 мандатов, самовыдвиженцы, которых поддерживала мэрия – 10. У КПРФ 5 мандатов, у «Родины»  и ЛДПР по одному (по данным Мосгоризбиркома – на момент сдачи заметки).



Легко можно представить, какие комментарии будут давать те же единороссы или аффилированные с мэрией общественники: оппозиция не смогла победить даже на таких честных и прозрачных выборах, народ сплотился вокруг Владимира Путина, московский протест исчерпал сам себя.



Проблема в том, что честность выборов – это не только показатели дня голосования. Мэрия Москвы без всякого общественного обсуждения инициировала изменение правил выборов в Мосгордуму, сделав их полностью одномандатными. Это произошло всего за полгода до дня голосования, а нарезка избирательных округов стала известна за месяц до начала кампании. Многих сильных оппозиционных кандидатов  не зарегистрировали по подписям (при этом подписи умудрились «собрать» не известные широкому кругу избирателей люди).



Опасность этой конструкции заключается в том, что люди, вышедшие на улицы в 2011 году в силу невозможности иметь свое представительство в институциональной политике, в этот раз явно остались дома и на выборы не ходили – как они это уже делали до 2011 года. В ходе кампании многие люди, близкие к администрации президента и даже в самой администрации, много критиковали прошлую Мосгордуму, в которой заседали 32 единоросса и три коммуниста, говоря о том, что она не отображала реальные политические предпочтения москвичей. Однако в таком случае новая Мосгордума их также не отображает и вызовет у москвичей не больше доверия, чем прежняя.



В день голосования нарушений при этом, судя по всему, действительно почти не было.



Как отмечает РБК, по предварительным данным явка на этих выборах в Мосгордуму составила 20,86%, это – самый низкий показатель за последние 25 лет.





Екатерина Винокурова