На следующей неделе в Европе — по-настоящему историческое событие. 18 сентября Шотландия проведет референдум о независимости. Согласно данным последнего опроса The Sunday Times, впервые сторонников независимости в Шотландии больше, чем противников (51% против 49%). А значит отделение страны от Великобритании вполне возможно.



Независимость Шотландии начала обсуждаться еще в начале 1930-х годов благодаря появлению Шотландской национальной партии. Но лишь в 2007 году партия получила на шотландских выборах большинство и смогла на государственном уровне ставить вопрос об отделении. Однако референдум тогда инициировать не удалось: у партии было всего 47 мандатов из необходимых 65-ти. И только в марте 2013 года парламент Шотландии смог его назначить.







Количество сторонников независимости растет



Согласно «Белой книге» — документу, описывающему новое государство — официальной валютой в Шотландии по-прежнему будет фунт стерлингов, как и  формальным правителем — Британская королева. Однако страна будет иметь свои собственные вооружённые силы. Предполагается также вывоз с территории ядерного оружия, поднятие минимальной заработной платы, независимый от Лондона сбор налогов и другое.



Автор книги «Жизнь после государства», британский писатель Доминик Фрисби на страницах влиятельной газеты The Independent высказывает смелое предположение, что независимая Шотландия имеет все шансы стать самой процветающей страной мира. И хотя многим в Великобритании Фрисби известен как комик, он утверждает, это не шутка.







Писатель указывает на особенность стран, входящих по версиям Всемирного банка, МВФ и ЦРУ в первую пятерку богатейших в мире: Сингапур, Норвегия, Катар, Люксембург и Бруней. Все они имеют население не более 5 миллионов человек. В рамках небольшой страны мониторинг государственных расходов более эффективен, труднее «пустить пыль в глаза», больше прозрачности и подотчетности, а уровень бесполезных трат, напротив, снижается, отмечает Фрисби. Проще внести какое-то изменение, что делает государство гибким, динамичным и конкурентоспособным.



Писатель также отмечает традиционно высокий вклад Шотландии в машиностроение, изобретательство, промышленность и финансы. Среди выдающихся шотландцев он приводит такие примеры, как Адам Смит, Александр Флеминг и Джеймс Уатт.



В то же время главным противником независимости Шотландии является премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон. В своём новогоднем обращении он призывал шотландцев проголосовать на референдуме против. В качестве альтернативы Кэмерон обещал шотландцам вместе построить более сильное Соединенное Королевство.






Антон Волошин