Кремлю становится труднее контролировать поток информации о погибших российских солдатах в Украине. Интернет буквально завален свидетельствами родственников: у кого-то погиб муж, у кого-то — сын или отец. Правда о безымянных могилах в Украине вскроется с годами — так было в Афганистане, в Югославии и в Чечне. Теперь так будет в Донбассе. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ попытался установить число российских жертв путинской войны против Украины.
Сколько российских батальонов «заблудилось» в Украине

Не менее четырех батальонных тактических групп Вооруженных сил России ведут боевые действия на территории Украины — таковы официальные данные украинский властей. Это примерно по 400-600 солдат и офицеров в каждой БТГ, не считая усиления — бронетехники, артиллерии и ПВО. Источник ЛІГАБізнесІнформ в одном из силовых ведомств добавляет, что в целом в агрессии против Украины задействовано от 5 до 10 тысяч российских солдат, которые время от времени пополняют силы вторжения и подразделения их огневой поддержки на границе. Цифру в 10 тысяч человек подтверждают и российские солдаты.

Собеседник подтверждает, что многие российские солдаты, которых забрасывают в Украину, настоящую цель своего пребывания «на учениях» узнают уже на территории Украины. На допросах задержанные рассказали: сначала призывников угрозами переводят на контракт, затем везут на учения в Ростовскую область, а через пару дней бросают в Украину: «Нас туда бросали, как какое-то мясо». «Чаще всего правду знают только офицеры. Всем остальным положено выполнять задачи, а не задавать вопросы. Хочешь или нет — заставляют подписывать контракт и ехать умирать в Украину», — говорит источник, участвовавший в допросах задержанных российских десантников.

Однако немало бойцов едут на войну против Украины осознанно. Фотографии о своих «подвигах» они публикуют на страницах в социальных сетях. Зачем и почему, если операции проводятся секретно — ответ на поверхности. Большинство солдат — выходцы из российской глубинки, депрессивных регионов РФ. Это «простые россияне», которым не до кремлевских хитросплетений.

Подобных записей в интернете — множество. По прямым и косвенным признакам удалось идентифицировать российские части и подразделения, солдаты из которых воюют в Украине: 17-я мотострелковая бригада (Чечня); 18-я мотострелковая бригада (Чечня); 22-я бригада специального назначения (ГРУ, Аксай); 137-й и 51-й парашютно-десантные полки (106-я дивизия ВДВ); 331-й парашютно-десантный полк (98-я дивизия ВДВ); 76-я воздушно-десантная дивизия (Псков); в/в 35690 (центр специального назначения ФСБ России «Спутник»); подразделения 106-й воздушно-десантной дивизии (Рязань); 9-я мотострелковая бригада (Нижний Новгород); 31-я десантно-штурмовая бригада (Ульяновск).
Факты и оценки числа погибших наемников, добровольцев и солдат регулярной армии РФ

О грузовиках с гробами, едущими в Россию из Донбасса, заговорили в мае. Но первые фотофакты появились лишь в июне. «Груз 200″ зафиксировала на украинско-российской границе журналистка Татьяна Турченкова. Ей удалось опознать нескольких убитых. Один из них — Сергей Жданович, инструктор Центра специального назначения ФСБ России в отставке.

прочем, тогда речь шла в основном о добровольцах и наемниках, которых хватало для того, чтобы разжечь войну в Украине. Российские пограничники свободно пропускали желающих воевать. Добровольцам давали все необходимое, в том числе оружие и бронетехнику. Но в июле число террористов в Украине стало стремительно сокращаться. Кремлю стало ясно, что нерегулярные силы не в состоянии сдержать украинскую армию, освободившую почти весь Донбасс.

16 июля появились первые доказательства вторжения Вооруженных сил России. С этого момента в Украину начала небольшими колоннами заходить российская бронетехника с закрашенными знаками отличия и военными без знаков различия. В войну с Украиной вступила регулярная российская армия.

Украинские военные еженедельно захватывают российскую боевую технику, еще вчера приписанную к тем или иным российским воинским частям. О том, как происходит замена так называемых «ополченцев» регулярной армией РФ рассказали задержанные десантники — те, кому удалось выжить в Украине и попасть в плен, а не сгореть вместе с бронетехникой под обстрелом артиллерии и авиации.

«17 числа мы начали погрузку на эшелон. Выгрузились недалеко от Ростова. Закрасили номера, нарисовали белые круги. Нам объяснили, что будут учения. Белый круг — отличие от других. Когда поняли, что мы уже в Украине — стало страшно. Машину взорвали. Я понял, что это не учения и это не просто марш», — рассказал Иван Романцев, ефрейтор, 331-й парашютно-десантный полк, 98-я свирская гвардейская дивизия ВДВ (Кострома).

Об этих десантниках Владимир Путин заявил, что они оказались в Украине «случайно». Ефрейтор Романцев считает, что такая пропаганда в России «не соответствует реальности». «Украина защищает свою землю», — говорит солдат и добавляет, что не верит в случайности, о которых говорит Путин: «Вся наша рота зашла в Украину. Я считаю, что так заблудиться нельзя». В конце августа Ивана и других задержанных обменяли на украинских военных, взятых в плен боевиками и войсками РФ.

Украинские силовики позднее заявляли, что колонна, о которой говорил Романцев, была атакована и почти полностью разбита огнем артиллерии. Рота в российской армии — это около 120 человек.

Еще несколько десантников из РФ были задержаны под Иловайском — там, где ранее российские регулярные войска расстреляли украинскую колонну, которую должны были, по «поручению» Путина, якобы пропустить. Когда колонна выходила, вместе с ней расстреляли и пленных российских солдат. Точно известно, что среди задержанных был командир отделения Руслан Ахметов, в/ч 73612, 31-я десантно-штурмовая бригада (Ульяновск). Сколько еще погибло российских военных — остается лишь догадываться. Украинские бойцы, которым удалось вырваться из котла российской армии, утверждают, что выход прикрывали танкисты, уничтожившие около 50 российских солдат.

Другой случай массовой гибели солдат агрессора в Украине произошел 13 августа. Мать одного из погибших Елена Туманова в интервью российской Новой газете говорит, что подробности гибели своего сына Антона узнала от его сослуживцев. Вкратце, по их описанию, операция российской армии в Украине выглядела так: с двумя гранатами на человека и не подготовленной к бою техникой колонна войск зашла в Украину, попала под «Грады» в районе Снежного — и через сутки вернулась назад с огромными потерями — 120 трупов, 450 раненых.

Только по указанным трем эпизодам число погибших российских военных составляет около 300 человек.

Затем сообщения о погибших российских десантниках стали поступать одно за другим. 1 сентября российский политик, координатор воинского блока оппозиции, основательница группы «Груз-200″ Елена Васильева сообщила, что из Украины в Россию вернулись около 15 грузовиков с трупами. «В них навалены друг на друга трупы российских военных. Количество варьируется из разных источников от 800 до 1000 человек. Куда повезли — неизвестно пока. Много раненых в госпиталях и больницах Ейска», — сообщила она.

По данным украинского военного эксперта Дмитрия Тымчука, российский военный госпиталь в Ростове «уже не принимает раненых — забит под завязку». Он отметил, что госпиталь работает только с кадровыми военнослужащими РФ. «Своих раненых россияне везут в Питер, но и там уже «мест нет», — говорит он.

По словам советника министра обороны Украины Александра Данилюка, за время российско-украинской войны погибли около 2 тысяч солдат армии РФ. По данным источника ЛІГАБізнесІнформ в силах АТО, подтвержденные цифры несколько другие — около 500 солдат и офицеров регулярной российской армии. Но подсчитать реальное количество трупов после обстрела артиллерии и авиации практически невозможно. Настоящие цифры своих потерь знает российский Генштаб. Там, разумеется, хранят молчание.

Вторжение российских войск в Украину без объявления войны — нарушение Конституции России, за что по закону президент РФ Владимир Путин должен быть отстранен от власти и предан суду. Но это — по закону

Журналисты телеканала Дождь посвятили погибшим в Украине российским солдатам отдельный спецпроект, где собирают подтвержденную информацию об убитых. Согласно списку журналистов Дождя, погибли, были задержаны или пропали без вести 26 российских военных. По данным другого проекта — lostivan.ru — погибших и пропавших без вести больше — порядка 50 человек. Активисты также собирают сведения о погибших на странице в WikiPedia. Судя по их данным — подтвержденных погибших больше двух сотен. Пропавшим и погибшим посвящено сообщество в социальной сети Facebook.

Сколько российских граждан окажутся «пропавшими без вести»? В российском сегменте интернета и в социальных сетях сообщения о погибших и раненных солдатах РФ идут одно за другим. Однако на федеральных каналах об этом ни слова. Объяснение найти несложно. Вторжение российских войск в Украину без объявления войны — это нарушение Конституции России, за что по закону президент РФ Владимир Путин должен быть отстранен от власти и предан суду. Но это — по закону. А пока на войне, которую никто не объявлял, растут потери российской армии. Не все тела погибших солдат возвращаются в Россию, их хоронят и в безымянных братских могилах в Украине. Второго сентября, по данным СНБО, российское командование потребовало от местных властей в Красном Луче Луганской области предоставить участки земли для захоронения погибших — чтобы избежать огласки в России.

По словам советника министра обороны Украины Александра Данилюка, уже погибли около 2 тысяч российских военных. По данным источника ЛІГАБізнесІнформ в силах АТО, подтвержденные цифры другие — около 500 убитых солдат и офицеров регулярной российской армии

Может ли массовая гибель российских военных в Украине отрезвить российское общество и заставить его активно выступить против войны? ЛІГАБізнесІнформ попросила ответить на этот вопрос Марата Гельмана, в прошлом — российского политтехнолога (теперь — галерист, арт-менеджер и общественный деятель):

- Когда я приехал впервые на Ближний восток, столкнулся с таким явлением: для торговца обмануть лоха-туриста — это доблесть. К сожалению, сейчас в России мало кто верит словам официоза, что в Украине нет наших войск. Все знают, что есть. Но вместо осуждения (мол, зачем быть страной-агрессором) большинство людей поддерживают власть, в том числе в том, как ловко они всех обманывают.

Конечно, смерть близких эту позицию может пошатнуть. И, конечно, роль медиа здесь ключевая. Я сам с ужасом наблюдаю как наши журналисты, люди с университетским образованием превращаются в соучастников этой трагедии. И, если честно, жду, когда они взбунтуются.

Кстати, в пятницу (29 августа в российских СМИ — ред.) вышло несколько правдивых материалов, есть небольшая надежда, что безымянные могилы наших солдат станут последней каплей. Что касается страха последствий, то тут все усугубляется тем, что у нас выборы далеко, а у вас — прямо сейчас. Они воспринимают только внешнюю угрозу. Мировое общественное мнение, санкции и тому подобное. Но и тут один из чиновников администрации президента России на мой вопрос, как им в изоляции живется, ответил: «Обамы через два года не будет, а мы будем и через пять».

Нашим гражданам (большинству) пока хватает ЗАТОКРЫМНАШ, чтобы оправдать и ложь, и смерти. Вся надежда не на гражданское общество в России, не на оппозицию, а на то, что Путин сам в таком сиуцидальном порыве будет семимильными шагами идти к краху. Но это в лучшем случае год-два. Так что все печально.
Источник: Петр Шуклинов ЛIГАБiзнесIнформ