Геворг Мирзаян
Еврокомиссары по внешней политике, энергетике и торговле на переговорах в Минске выступали не просто как посредники, а как заинтересованные стороны. Брюссель уже осознал, что ситуация на Украине вышла из-под его контроля, и намерен восстановить отношения с Россией.
Идущая на Украине гражданская война и спровоцированный ею конфликт между Москвой и Киевом могут оставить Евросоюз зимой без газа (Верховная рада создала юридические рамки для того, чтобы в любой момент запретить Газпрому прокачивать транзитный газ в Европу. Кроме того, все понимают, что идущая между ЕС и Россией торговая война невыгодна для обеих сторон. Поэтому программой минимум для ЕС является недопущение дальнейшего втягивания ЕС в российско-украинский конфликт, а программой максимум - введение этой конфликта в какие-то легальные политические рамки и дальнейшая стабилизация российско-европейских отношений.
Примирительная позиция ЕС встречает понимание со стороны России. Так, стороны договорились совместно с Украиной провести в Москве 29 августа переговоры относительно ситуации с поставками российского газа и транзита в ЕС. Более того, Москва готова не просто на какие-то конъюнктурные или секторальные переговоры с ЕС, а на полномасштабную стабилизацию отношений и даже их углубление. Не секрет, что российские власти до сих пор лелеют мечту о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. «Мы выступаем за то, чтобы наладить более тесное взаимодействие между ЕС и Евразийским экономическим объединением, начать поиск путей сопряжения обоих интеграционных процессов», - отметил российский президент Владимир Путин. Надо понимать, что создание этого единого пространства займет очень много времени, однако сама по себе реализация идеи серьезно улучшит политические и экономические позиции Москвы в евразийском регионе, а также создаст атмосферу доверия во взаимоотношениях между Россией и Европой. 
Как известно, на пути воплощения этой мечты помимо ряда объективных экономических и юридических препятствий давно стоят и два политических момента: саботаж данной идеи со стороны Соединенных Штатов, имеющих серьезное влияние на процесс принятия решений в европейских столицах, а также борьба между Россией и ЕС за влияние на постсоветском пространстве. И, возможно, Владимир Путин надеется, что ход и решение украинского кризиса если не ликвидируют, то как минимум ослабят эти политические препятствия.

Так, украинский кризис еще больше обострил отношения между Брюсселем и Вашингтоном. Давление администрации Барака Обамы на европейские правительства с требованием ввести санкции против Москвы перешло уже в открытый шантаж, когда американцы вводили ограничения против крупнейших европейских банков за сотрудничество с враждебными США режимами, а потом предлагали снять их в обмен на разрыв экономических отношений с Москвой. Когда же Европа ввела эти санкции, то очень быстро выяснилось, что за желание Вашингтона наказать Россию расплачиваться будут именно европейские государства - ввод Владимиром Путиным ответных ограничительных мер в области сельского хозяйства нанес серьезнейший урон экономикам ряда стран ЕС. И европейские элиты, возможно, сделают соответствующие выводы относительно ценности подобного трансатлантического союза. Никто, конечно, не говорит о том, что Брюссель откажется от тесных отношений с Вашингтоном - Америка и Европа слишком крепко связаны. Однако не исключено, что новый состав Еврокомиссии, который будет заниматься укреплением внутренней структуры Евросоюза, возьмет курс на восстановление равноправия в трансатлантическом партнерстве.

Что касается второго политического препятствия, то кризис на Украине наглядно продемонстрировал Европе всю опасность поддержки антироссийских националистических элит на постсоветском пространстве. Мало того, что эти элиты могут быть просто перехвачены Вашингтоном (интересы которого, как было сказано выше, отличаются от европейских), так они еще могут вести внутреннюю игру, и ради достижения своих узкополитических интересов превратить локальный конфликт в глобальный. Например, активные действия ЕС в Молдавии могут вызвать размораживание Приднестровской ситуации и поставить регион на грань войны. А война - это последнее, что сейчас нужно ослабленному Евросоюзу. Поэтому не исключено, что сейчас Брюссель будет искать некий modus vivendi с Россией в данном регионе. Не случайно Ангела Меркель заявила, что «украинский народ, конечно, должен иметь возможность выбирать свой путь», но «украинские действия не должны вредить России». В этой связи очевидно, что ни о какой дальнейшей серьезной евроинтеграции Украины, а тем более ее вхождении в НАТО или ЕС, говорить не приходится.

Конечно, многие силы в России видят регион своей эксклюзивной сферой влияния, и хотели бы совсем изгнать ЕС оттуда, однако нужно трезво смотреть на вещи - два десятилетия игнорирования Россией гражданских обществ на постсоветском пространстве, пренебрежение возможностями непрямого влияния и упор на развитие отношений исключительно с действующими режимами привели к тому, что никакой пророссийской власти в той же Молдавии, Грузии или Азербайджане возникнуть не может. Даже если Евросоюз покинет регион, тамошние режимы будут ориентироваться на другие центры силы - например, США и Турцию. Для того, чтобы действительно сделать регион «своим», Россия должна активно участвовать общественной жизни этих стран, сделать свои ценности привлекательными для местных обществ, способствовать распространению русского языка и вовлечению региона в российское культурно-информационное поле  (причем эффективнее это делать в условиях пусть ограниченной, но все же конкуренции со стороны ЕС). А пока что Москву вполне устроит превращение этих стран в буферные государства, чье руководство смотрит на Европу, но учитывает и уважает российские интересы (как в целом это делает нынешнее руководство Грузии). «Россия всегда уважала и уважает выбор других стран, но не в ущерб интересам других государств и не за их счет», - отметил Владимир Путин.