В Россию с украинского Донбасса все чаще приходит «груз-200»Виктор Васильев

27.08.2014 14:21

МОСКВА – В последнее время в России все чаще хоронят военнослужащих, погибших при невыясненных обстоятельствах. Иногда это происходит при довольно большом скоплении народа, иногда - скромно, почти тайком. По данным СМИ, факты такого рода отмечены в разных городах страны – Липецке, Пскове, Санкт-Петербурге, населенных пунктах Дагестана и Чечни.

Дагестанская оппозиционная газета «Черновик» со ссылкой на родных погибших сообщала о смерти девяти военнослужащих. Пятеро из них – уроженцы сел Буйнакского района, из Хасавюртовского и Дербентского районов. Все они контрактники, а по документам проведены как погибшие на учениях или уволенные задним числом.

Судя по всему, это военнослужащие 18-й отдельной гвардейской мотострелковой Евпаторийской Краснознаменной бригады, дислоцированной в Ханкале и Калиновской. По сведениям Комитета «Солдатских матерей», в первой декаде августа нынешнего года девять разведчиков из данной бригады погибли на территории Украины. По официальной версии, это произошло на полигоне Ростовской области, причины их смерти не называются.

«Это точно был город Снежное, граница Луганской и Донецкой областей, – цитирует Газета.ру председателя Комитета солдатских матерей Ставропольского края Людмилу Богатенкову, которая занималась расследованием трагедии. – Колонну накрыло “Градом”».

По мнению Богатенковой, это далеко не полный список. «11 августа погибли еще два человека – командир ремонтной роты, 27-летний старший лейтенант Евгений Пилипенко, начальник инженерной службы, 38-летний подполковник Юрий Пешков», –говорит она и добавляет, что ей известно и о других фактах.

Правозащитники направили запрос в Следственный комитет России с просьбой провести расследование обстоятельств гибели контрактников 18-й мотострелковой бригады, заявил Русской службе «Голоса Америки» член Совета при президенте РФ по правам человека Сергей Кривенко.

«Мы в понедельник (25 августа) отправили этот список в Следственный комитет с просьбой подтвердить факт гибели военнослужащих и принять меры для расследования всех обстоятельств, при которых произошла их гибель», – сказал он.

По его словам, никаких верных данных пока нет, хотя версий много.

«То ли это действительно какой-то чрезвычайный случай на полигоне, то ли они погибли во время боевых действий, – заметил Кривенко. – Именно поэтому мы и обратились в СК. Гибель военнослужащих – это всегда чрезвычайное событие, по которому должно проводиться тщательное расследование».

Правозащитник выразил надежду, что следственные органы установят причины и обстоятельства гибели и виновных в этом.

«Потому что военнослужащие не просто так перемещаются, а всегда следуют приказу», – добавил он.

Все попытки дозвониться в бригаду, где служили контрактники, в военную прокуратуру Ростовской области и командованию Южного округа оказались тщетными, а свидетельские показания Солдатенковой еще не оформлены, подчеркнул Кривенко.

Военный обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» отметил, что его коллеги давно занимаются этой темой.

«В их распоряжении есть данные о погибших из Костромской и Рязанской дивизий ВДВ, есть фотографии захоронений в Пскове, Санкт-Петербурге и других местах», – уточнил он.

Все это вместе, по его мнению, заставляет задуматься и усомниться в случайности происходящего. Его возмущает молчание официальных российских структур.

«В армии, чтобы найти человека, который виноват в случившемся, нужны считанные часы, – утверждает обозреватель. – Мы должны получить официальный ответ от военных. Пусть он будет неправдивый, но тогда сразу все станет понятно».

Он думает, что правда в ближайшее время все равно станет известна.

«В первую чеченскую компанию в 1994 году поначалу тоже не было объявлено о вводе наших войск в Чечню, – напомнил Измайлов. – Официально их ввели 11 декабря, а еще в конце октября российские войска под видом добровольцев на танках и БМП вошли в Грозный вместе с оппозицией. Министерство обороны в лице Павла Грачева (тогдашнего министра МО) отказалось от них».

Как ему представляется, ситуация 20-летней давности очень похожа на нынешнюю. Одновременно он высказал надежду, что сползания России в прямую военную агрессию на этот раз все же не произойдет.

«Так хочется верить, что у наших политиков мозги изменились в лучшую сторону. Правда, история мало кого чему-то учит. Но очень хочется надеяться, что нас все-таки не ввергнут в нелепую и преступную войну», – заключил Измайлов.