Роспотребсоюз продолжил войну с американским алкоголем
Виктор Васильев


МОСКВА - Сотрудники Роспотребнадзора по Свердловской области обнаружили в американском ликере Jack Daniel`s Tennessee Honey вещество для уничтожения насекомых, сообщил в пятницу ИТАР-ТАСС со ссылкой на руководителя пресс-службы ведомства Наталью Лукьянцеву.

«В составе спиртного напитка Jack Daniel`s Tennessee Honey (крепость 35%) выявлено содержание бензилового эфира бензойной кислоты, который обладает сенсибилизирующими свойствами, вызывает аллергические реакции, способен вызывать функциональные изменения в центральной, периферической нервной системе, широко применяется в качестве уничтожения для насекомых», – процитировало агентство Лукьянцеву.

По ее информации, в отношении торговых точек, где была выявлена реализация спиртного напитка с названными нарушениями, возбуждены административные дела.

Русской службе «Голоса Америки» пока не удалось получить комментарий от представителя торговой марки Jack Daniel`s в России «Браун-Форман Рус».

Директор Центра исследований федерального и регионально рынков алкоголя (ЦИФРРФ) Вадим Дробиз в интервью «Голосу Америки» заметил, что у Роспотребнадзора богатая биография в борьбе с импортным алкоголем.

«Он ее очень активно начал в марте 2006-го, когда запретил на территории России молдавский и грузинский алкоголь, – напомнил Дробиз. – Причем, даже белорусы и казахи, наши партнеры по Таможенному союзу, тогда продолжали употреблять этот алкоголь как ни в чем ни бывало».

Эксперт увязывает борьбу с американскими напитками с процессом обмена санкциями между Россией, Западом и США, а Роспотребнадзор, по его мнению, используется как инструмент проведения нужной политики.

«Как мне представляется, санкции непосредственно против алкоголя введены не будут, – продолжил он. – Эту группу товаров просто передали для работы с ней Роспотребнадзору. Видимо, сочли его достаточно поднаторевшим в данном деле».

Дробиз уточнил, что первым попал под запрет американский бурбон, доля которого на рынке России, в принципе, микроскопична, а следом удар пришелся по Jack Daniel`s.

«Я бы сказал, что попала не продукция, не сам продукт, а символ западного образа жизни, – добавил он. – Их на самом деле не так много в России: это помимо виски Jack Daniel`s – Coca Cola, McDonalds и еще 5-6 брендов. Вот по ним и наносится сейчас удар».

Как ему видится, региональный Роспотребнадзор решил отличиться на ниве борьбы с импортом, но ситуация на сегодняшний день складывается не очень понятно.

«Ранее владелец торговой марки «Браун-Форман Рус» объявил, что Роспотребнадзор нашел какие-то вредные включения не в самом виски, а в ликере, – пояснил директор ЦИФРРФ. – И если это действительно так, то мы ждем ответа сейчас, насколько профессионально действуют надзирательные органы».

Тогда, напомним, по оценке руководителя отдела маркетинга официального представителя торговой марки Jack Daniel`s в России «Браун-Форман Рус» Александра Горелина, напиток во время проверки был ошибочно квалифицирован как виски, а на самом деле являлся как раз ликером.

С точки зрения президента Всероссийской организации качества, главного редактора журнала «Стандарты и качество» Геннадия Воронина, история с американскими алкогольными напитками политизирована.

«Конечно, при желании можно все запретить, – подчеркнул он в комментарии «Голосу Америки». – Но учитывая, что все это проходит в виде как бы улучшающего контроля, назовем его так, и на фоне санкций, смотрится все не очень убедительно. На мой взгляд, это все выглядит политизировано: как бы, ах, вы такие, тогда мы тоже вам покажем и теперь более въедливо взглянем на качество вашей продукции».

Воронин считает, что надо смотреть «протокол испытаний» напитка.

«Поставщик всегда может даже обратиться в суд, если вы забраковали его продукцию, основываясь ни на чем, исходя, допустим, из чисто политических соображений: не нравитесь вы нам, и все!», – резюмировал он.

Дробиз убежден, что в Jack Daniel`s никаких запрещенных у употреблению продуктов не может быть.

«Поэтому, наверное, можно сказать, что это обмен политическими санкциями под видом экономических», – заключил он.

При этом эксперт полагает, что большинство населения России не заметит пропажи с витрин дорогих напитков.

«Это продукты всего-навсего для 15 процентов россиян, – аргументирует он. – Россия – страна с бедным и очень бедным населением. По крайней мере, 65 процентов у нас бедны и очень бедны, исходя из уровня официальных доходов. Поэтому виски, ром и прочую «экзотическую» продукцию  у нас мало кто употребляет».

По его словам удар, если это можно назвать ударом, будет нанесен по слою потребителей с уровнем жизни выше среднего.

«Но они как-нибудь справятся с ситуацией», – обнадежил Дробиз.

Однако у рядового потребителя возникает другой вопрос: раз подлежащие запрету напитки так вредны для здоровья, куда раньше смотрел Роспотребнадзор?

Как говорит Геннадий Воронин, «у водки, по-моему, 22 или 23 параметра, которые проверяются при испытании». «Можно проверить два-три параметра, а можно все. Но испытания – это деньги. Поэтому, может быть, виски вначале проверяли по упрощенной схеме. Теперь, когда более въедливо начали проверять, то обнаружили этот вредный элемент. Возможно, он и на самом деле есть», – отметил Воронин.

Дробиз высказывает иную точку зрения: «Мы тоже всегда его задавали в период введения санкций против молдавского и грузинского алкоголя».

«Видимо, существует какая-то критическая масса нарушений, условно говоря, как мог бы, наверное, Роспотребнадзор ответить на этот вопрос. Или же это случайным образом совпадает с желанием ввести какие-то санкции по отношению к стране-производителю или к стране-импортеру», – подвел он черту.