Кристофер Грэйвс
Общественные институты
12.08.2014

Вполне возможно, наша способность победить самую пугающую вспышку вируса Эболы будет зависеть от такой простой вещи, как информация. Смогут ли правительства, общественные организации и врачи донести ее до разных аудиторий с достаточной точностью, быстротой и изобретательностью? Смогут ли они убедить людей следовать инструкциям?

После долгих лет гражданских и локальных войн люди в странах, пораженных эпидемией, не доверяют ни своим правительствам, ни иностранцам в костюмах биозащиты, которые, по их мнению, и являются источником заражения. Они не понимают, как вирус передается от человека к человеку. Местная традиция требует посмертного омовения родственников; но, соблюдая ее, люди подхватывают вирус. Традиционные источники питания — дикие животные — также его распространяют.

Представьте серьезность барьеров, которые нужно преодолеть для передачи информации, которая поможет остановить эпидемию: не ешьте животных, которых вы всегда ели; не дотрагивайтесь до своих заболевших родных; не следуйте религиозным или просто вековым традициям омовения мертвых; не обращайтесь за лечением к шаманам и знахарям, как вы всегда делали; и, главное, многие действительно смогут выжить, если получат правильное лечение (хотя вакцины против вируса Эбола все еще не существует). Подумайте о том, как донести эти сведения до населения сел и деревень с низким уровнем электрификации (соответственно, ограниченным доступом к телевидению и радио, не говоря уже об интернете) и грамотности.



Чтобы найти идеи для разрешения ужасной ситуации, в которой сейчас оказалась Западная Африка, будет полезно обратиться к прошлым попыткам борьбы с ВИЧ, проказой и диареей (одним из основных убийц детей до пяти лет в развивающихся странах). Эти кампании воспитывали и распространяли информацию посредством древнего искусства личных и персонализированных народных СМИ.

Каждый год около 800 тыс. детей до пяти лет умирают от диареи (данные ВОЗ). Это вторая по массовости причина детской смертности в мире. Многих случаев заражения кишечными инфекциями можно избежать, если ухаживающие за детьми взрослые просто будут мыть руки с мылом. Однако в бедных районах мыло считается слишком дорогим для повседневного использования. Но многие организации, агентства по коммуникациям и даже корпорации уже внесли положительный вклад в эту ситуацию. Они создают уличные спектакли, кукольные представления, сценки и песенки. Таким образом исчезает зависимость от умения прочесть листовку или доступа к телевидению или интернету. Они придумывают аналогии, с помощью которых можно передать концепции микробов или вирусов, поскольку предполагать, что местные жители уже имеют базовые знания в области биологии и здоровья, — смерти подобно.

Например, Ogilvy PR придумала удостоившуюся награды кампанию под названием «Потрясающая мама», которая спасла много жизней в Индонезии. Главной ее мыслью стало то, что дети болеют диареей из-за своих мам, поскольку те не моют руки в нужное время. Ответственные за коммуникацию на месте создали кукольные спектакли и песенки, которые превозносили правильных мам в качестве героев, чем приблизили идею к реальности — и спасли много жизней.

А еще Ogilvy совместно с Unilever, производителем мыла Lifebuoy, превратила роти (индийский плоский хлеб) в способ передачи информации. На огромном празднике на каждый роти была нанесена печать, призывающая людей вымыть руки перед едой. А еще Unilever участвовал в инициативе по обучению правильному мытью рук, которая охватила 130 млн человек.

В Уганде в ходе программы борьбы с ВИЧ-инфекцией Совета по медицинским исследованиям обнаружилось, что театральное искусство в качестве способа воспитания приносит хорошие результаты. Международные исследователи CARE считают, что в сельских районах Ганы народные СМИ (кукольный театр, песенки, пословицы, спектакли и истории) помогли борьбе с ВИЧ/СПИД. В Индии Департамент здоровья, питания и народонаселения Всемирного банка отмечает положительный эффект от использования народных СМИ в борьбе с проказой среди сельского и неграмотного населения. Театр приносит свои плоды и в богатых и образованных странах. С помощью своей программы образовательного театра донесла информацию до 15 млн американцев страховая компания Kaiser Permanente. В любой точке земного шара одни лишь сухие факты не меняют поведения людей, а страх способен значительно исказить любую информацию.